Сюжеты

Комментарий «Новой»

Этот материал вышел в № 83 от 2 августа 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юрий Ревичобозреватель «Новой»

 

Интересный прогноз сделало Минсвязи в 2001 году — тогда оно считало, что к 2010 году число российских пользователей интернета составит 26 миллионов. Еще не существовало ни социальных сетей, ни видеохостингов, а из заманчивых для «обычных»...

Интересный прогноз сделало Минсвязи в 2001 году — тогда оно считало, что к 2010 году число российских пользователей интернета составит 26 миллионов. Еще не существовало ни социальных сетей, ни видеохостингов, а из заманчивых для «обычных» людей интернет-сервисов можно было назвать лишь бесплатную электронную почту, ну и, может быть, еще порносайты. Так что тот прогноз можно считать довольно оптимистическим.

В реальности же месячная аудитория Рунета в конце 2009 года составила почти 40 миллионов. Конечно, подсчет этот, мягко говоря, приблизительный: сюда включены и те, кто выходит в интернет один раз в месяц с рабочего места — посмотреть цены на холодильники, как и те, кто свято уверен, что «Одноклассники» — это и есть интернет (по моим наблюдениям, последних особенно много среди женщин бальзаковского возраста). Поэтому число реально пользующихся интернетом — его активную аудиторию — следует скорее оценить в половину объявленной цифры. Но где-то провести границу надо, и число тех, кто выходит в интернет хотя бы раз в месяц, ничуть не хуже любого другого критерия.

Еще одна засада скрыта в неравномерности распределения российских пользователей, которое вполне коррелирует с развитостью инфраструктуры, от чего зависят и цены на доступ. Карта распределения интернетчиков хорошо накладывается на карту интенсивности российских денежных потоков. Причем в случае доступа в интернет такое «цифровое неравенство» усугубляется тем, что в глубинке не только зарплаты ниже, но и сам доступ дороже. Так, на Дальнем Востоке, Камчатке и Сахалине забытый уже в Москве медленный модемный доступ может стоить до полутора тысяч рублей в месяц (даже если это дотируемый «социальный интернет» от «Связьинвеста»). Все просто: вместо того, чтобы кинуть кабель в находящуюся под боком Японию, обладающую одной из самых развитых сетевых инфраструктур мира, сигнал в эти регионы продолжают направлять через спутник из европейской части РФ. Как ни странно, но немногим лучше положение сел и деревень «благополучного» Центрального округа: там зачастую тоже вообще нет никакого интернета, кроме спутникового.

Вернемся к цифрам: много это или мало — 40 миллионов? В абсолютных цифрах — исчезающе мало, если принять во внимание, что в мире число интернет-пользователей приближается к 2 миллиардам. Но в относительных — совсем неплохо, треть всего работоспособного населения. Это немного в сравнении с Европами (хотя смотря с какими: в Греции примерно столько же), но вполне достойное место в мировом масштабе. Россия входит в 15 самых «интернетизированных» стран, а русский язык занимает 10-е место в списке самых используемых языков в интернете. И надо еще учесть, что темпы роста у нас по некоторым показателям самые высокие в мире (как, например, по развитию мобильного интернета или по росту числа доменов в национальной зоне).

В последние два года Россия отметилась на международном уровне и в части управления интернетом — стала одним из главных толкачей идеи доменов на национальных языках и прислала, наконец, своего официального представителя в «головную организацию интернета» ICANN. Еще по одному параметру мы «впереди планеты всей» — по числу блогов на душу населения (около 5% всех мировых онлайновых дневников). Это должно быть неприятно читать властям: стремление к созданию своих блогов есть не что иное, как свидетельство о нереализованной на официальном уровне возможности высказаться.

Обратите внимание, что россияне больше других интересуются новостями — это отражение характерной для нас традиционно высокой политизированности населения. И здесь скрыт один момент, который не все понимают до конца: среди самых благодарных читателей этих новостей находятся и те, кто их создает, т.е. журналисты, в том числе и традиционных бумажных СМИ. Поэтому, хотя считается, что по влиянию на публику интернет обгонит телевидение лишь лет через пять-восемь, на самом деле он давно уже имеет доминирующее значение: именно из него большинство «обычных» журналистов черпают темы для вдохновения.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera