Сюжеты

Бизнес губит недоверие

В кризис предприниматели стали бояться риска и перестали верить всем, кроме родственников – в Италии и по всему миру

Этот материал вышел в The New York Times (06.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

На фабрике Carlo Barbera шерсть проходит 15 стадий предварительной обработки. Владелец фабрики Лучано Барбера называет этот процесс «облагораживанием ткани». По словам Лучано, стоит пожертвовать лишь одной из стадий, и ткань получится...

На фабрике Carlo Barbera шерсть проходит 15 стадий предварительной обработки. Владелец фабрики Лучано Барбера называет этот процесс «облагораживанием ткани». По словам Лучано, стоит пожертвовать лишь одной из стадий, и ткань получится совсем не та.

Любой, кто знаком с миром моды не понаслышке, подтвердит, что производимые на этой фабрике шерстяные и кашемировые ткани отличаются исключительным качеством и могут называться одними из лучших в мире. Их покупают такие знаменитые дома моды, как Armani, Zegna и Ralph Lauren.

Несмотря на это, финансовое положение фабрики далеко не безоблачно. Компания Carlo Barbera с трудом держится на плаву. Ее проблемы — те же, что и у экономики всей страны в целом.

С тех пор как Европу захлестнул экономический кризис, Италия упорно держится в неофициальном «Списке проблемных европейских стран».

Финансовое положение страны не такое угрожающее, как у Греции, Португалии или Ирландии, в основном потому, что размер итальянской экономики намного больше: по этому показателю Италия находится на седьмом месте в мире. Но и проблемы итальянской экономики намного глубже.

Согласно недавнему отчету европейской банковской группы UniCredit, состояние экономики Италии остается нестабильным. По мнению экспертов UniCredit, Италия представляет из себя «самую крупную среди уязвимых стран и самую уязвимую среди крупных».

На первый взгляд ситуация в Италии и Греции довольно схожа. Но это только на первый взгляд. В отличие от греков, итальянцы привыкли копить деньги, и большая часть итальянской задолженности — внутренняя. Можно сказать, что Италия задолжала в основном своим же гражданам.

Как и у Италии в целом, долги Лучано Барберы огромны. Всего он задолжал около $5,8 млн. В то же время заказов у фабрики становится все меньше. Бизнес семьи Барбера никогда не был крупным, но занимал свою скромную нишу. Компания работала с дизайнерами эксклюзивной одежды, использовавшими ткани Барберы при создании своих самых роскошных коллекций. Но в последнее время продажи заметно сократились. Если в конце 90-х годов объем ежегодных продаж продукции фабрики достигал рекордных $15,5 млн, то в прошлом году он составил лишь половину от этой суммы.

Все рассказы Лучано Барберы о проблемах, с которыми сталкивается его бизнес, неизбежно сводятся к одному и тому же вопросу: закону об этикетках «Сделано в Италии». По его словам, в последние десять лет дизайнеры одежды стали покупать дешевые ткани в Китае, Болгарии и других странах, и этикетки «Сделано в Италии» на их продукции означают, что одежда всего лишь сшита в Италии.

До недавнего времени такая практика ничем не регулировалась. Но ситуация может измениться в октябре, когда вступит в силу новый закон об этикетках. Согласно ему, маркировка «Сделано в Италии» может появиться только на товаре, как минимум две из четырех стадий производства которого проходили на территории Италии.

Лучано Барберу закон привел в ярость. По его мнению, он приведет к обесцениванию национального бренда.

Впрочем, это не единственная проблема, не позволяющая фабрике Лучано Барберы приносить прибыль. Чтобы понять, почему его фабрика, как и немалая часть итальянской экономики в целом, находится в лучшем случае в состоянии стагнации, потребуется небольшой экскурс в геополитическую историю и в характерные особенности итальянской культуры ведения бизнеса. Для последней характерно прежде всего глубоко укорененное недоверие не только к правительству, но и ко всем, кроме ближайших родственников, а также широко распространенная неприязнь к идее расширения бизнеса и связанного с этим риска. Экспертов тревожит перспектива не столько грядущего краха итальянской экономики, сколько постепенного загнивания.

«В этой стране не существует представления о том, что такое рыночная экономика, — считает Карло Альтомонте, экономист из университета Боккони в Милане. — Здесь царствует всеобщий страх перед конкуренцией».

Ткани марки Carlo Barbera стоят в среднем 41 евро за метр, то есть вдвое дороже продукции конкурентов из Бьеллы, городка у подножия Альп, издавна признанного центром текстильной промышленности. Проблема заключается в том, что дизайнеры одежды все чаще не хотят платить за высококачественную ткань, а производители текстиля из других стран копируют производственный процесс, принятый на фабрике Carlo Barbera, выдавая не всегда качественный, но неизменно более дешевый продукт.

Глобализация Лучано Барберу не беспокоит. По его мнению, Италия не в состоянии конкурировать на рынке продукции, не требующей труда высокой квалификации, и нет смысла даже пытаться это делать. «Но я уверен, что Италия с ее 20 миллионами рабочих может быть всемирным бутиком, — говорит он. — Но этого не случится, если дизайнеры одежды будут покупать ткань за границей и пришивать к сделанной из нее одежде ярлыки «Сделано в Италии».

Экономисты считают такие опасения преувеличенными. По их мнению, основная проблема итальянской экономики в том, что в секторе обслуживания доминируют профсоюзы, не просто необоснованно задирающие оплату труда, но и создающие искусственные барьеры для трудоустройства тех миллионов трудящихся, которые сейчас заняты в малопроизводительных отраслях, а в противном случае могли бы найти себе работу в сфере обслуживания — например, в такси.

Протекционистские устремления профсоюзов копируются на итальянском рынке труда повсюду. В мелких компаниях правила отличаются, но на деле компании, в которых трудятся более 18 человек, обеспечивают своим сотрудникам, по сути, пожизненную занятость, даже если те не состоят в профсоюзе. В таких условиях менеджеры неохотно принимают на работу новых сотрудников.

Застойная ситуация на рынке труда — главная причина того, что в последнее десятилетие итальянская экономика находится практически в состоянии спячки.

Другие негативные факторы — робость итальянских предпринимателей и политическая система, в которой доминируют старики, стремящиеся прежде всего сохранить то, чем они обладают, даже если это обрекает страну на стагнацию. Немалую роль играет также и эмиграция тех, кто обладает энергией и талантом.

Франческо Джиавацци, профессор экономики университета Боккони, полагает, что будущее Италии будет строиться по сценарию скорее не Греции, но Аргентины.

«До Второй мировой войны Аргентина была богатой страной, — говорит он. — Сегодня же валовой национальный продукт на душу населения там такой же, как в Румынии. Аргентинцам потребовалось сто лет, для того чтобы осознать, что они беднеют. Я опасаюсь, что в Италии все будет развиваться так же. Пойти на дно завтра нам не грозит, мы будем тонуть медленно».

Каким же образом Италия выживает? Ответ — в теневой экономике, дающей примерно четверть итальянского ВВП. Сами итальянцы объясняют, что у них нет чувства национальной идентичности и они легко позволяют себе уходить от уплаты налогов.

Кроме того, итальянцы недоверчивы. Они больше заботятся о том, чтобы сохранить нажитое, нежели о том, чтобы преумножить его. Многие предприниматели стремятся в первую очередь не к развитию своего бизнеса, но к тому, чтобы не допустить в него чужаков, не принадлежащих к числу ближайших родственников. Чтобы развиваться, компании необходим капитал, но его невозможно привлечь, не пожертвовав хотя бы частично контролем над компанией. Поэтому тысячи компаний упорно предпочитают оставаться мелкими.

Чтобы заплатить долги, Лучано Барбера обратился к помощи банка и понизил свою собственную зарплату. А недавно у него появились новые покупатели, причем там, где этого можно было менее всего ожидать, — в Китае.

Тем временем он продолжает выступать против закона «Сделано в Италии» в надежде, что Еврокомиссия его не утвердит. До тех пор одежда, изготовленная из продукции его фабрики, будет носить ярлычки «Целиком изготовлено в Италии».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera