СюжетыОбщество

ЮАР: за однополые браки, но против геев

Этот материал вышел в номере The New York Times (06.08.2010)
Читать
Преподобный Дэниел Бритс вспоминает о том, как он заключил этот брак. Красочная церемония состоялась у подножия Столовой горы в Кейптауне. В церкви певица исполнила «Ветер в моих крыльях», после чего слегка нервничающая пара новобрачных...

Преподобный Дэниел Бритс вспоминает о том, как он заключил этот брак. Красочная церемония состоялась у подножия Столовой горы в Кейптауне. В церкви певица исполнила «Ветер в моих крыльях», после чего слегка нервничающая пара новобрачных прошла вслед за пастором сквозь толпу приветствовавших их родственников и друзей.

Никого из гостей не удивило, что оба новобрачных были мужчинами. Для пастора Бритса это была его обычная работа. В конце концов, говорит он, с тех пор как в ЮАР, первой из стран Южного полушария, были легализованы браки между гомосексуалистами (в июле этого года аналогичный закон был принят в Аргентине), он сочетал браком более 500 гомосексуальных пар.

Всего в ЮАР до сего дня было зарегистрировано более 3000 браков между гомосексуалистами. По официальным данным, около половины из этих пар включали минимум одного иностранного подданного. Закон, разрешивший браки между лицами одного пола, по мнению его сторонников, послужил распространению терпимого отношения к гомосексуалистам, а кроме того, прибавил заказов компаниям, специализирующимся на организации и обслуживании свадеб.

«Апартеид сдерживал развитие толерантности, но после того как он ушел в прошлое, наше общество стало развиваться очень быстро, и большинство людей это поддерживает», — заявил преподобный Бритс, не принадлежащий к какой-либо конфессии.

Юридические гарантии прав гомосексуалистов в ЮАР выглядят ярким контрастом в сравнении с гомофобией, проявления которой в последнее время можно было увидеть повсюду в Африке. Так, в Малави пара гомосексуалистов предстала перед судом, а в Уганде появился законопроект, предусматривающий наказание в виде смертной казни за гомосексуальные отношения.

Но директор организации «Гомосексуалисты и лесбиянки помнят и действуют» Энтони Мэнион считает, что закон практически никак не сказался на положении чернокожих южноафриканцев, живущих в трущобах, раскинувшихся на многие километры вокруг Кейптауна и Йоханнесбурга. В таких поселках гомосексуалисты и лесбиянки зачастую сталкиваются с неприкрытой дискриминацией и насилием.

«Подавляющее большинство южноафриканских гомосексуалистов по-прежнему не имеет возможности сочетаться браком со своими избранниками в силу глубокого экономического неравенства, социальной изоляции и культурной исключенности», — говорит Энтони Мэнион.

Есть и другое мнение: изменения в консервативных поселках происходят, но медленно, так же как это происходило среди белых африканеров (белого меньшинства, некогда установившего в стране режим расового апартеида) и смешанного населения, прежде носившего название «цветных». Например, пастор Бритс считает удивительным то, что 80% пар, которые он сочетал браком, состояли из белых африканеров, выросших среди общины, долгое время осуждавшей гомосексуализм.

Пока еще далеко не все белые южноафриканцы положительно относятся к бракам среди гомосексуалистов. Некоторые компании с энтузиазмом начали осваивать новую рыночную нишу, но в то же время другие отвергают отношения между людьми одного пола, ссылаясь на «христианские ценности».

Многие иностранцы находят в Южной Африке толерантное отношение со стороны юридической системы, в котором им нередко отказывают на родине. В 2007 году Деймон Болден заключил брак со своим партнером в церемонии, состоявшейся на Конституционном холме, где во времена апартеида находилась тюрьма, а сейчас располагаются конституционный суд ЮАР и несколько правозащитных организаций. Супруги, прожившие вместе в Йоханнесбурге 5 лет, а в 2008 году возвратившиеся в Нью-Йорк, организовали для своего бракосочетания церемонию, в которой сочетались американские и африканские традиции. «Я горжусь тем, что наш брак был заключен в такой молодой и прогрессивной демократии, — заявил Деймон Болден после возвращения в Нью-Йорк. — Если это стало возможным там, то может стать возможным и здесь, в Америке».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow