Сюжеты

Искусство в поту

Авиньон плавился, но не сдавался

Этот материал вышел в № 86 от 9 августа 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

 

Эта музыка будет вечной, и театр не похоронить. Улицы французского Авиньона к обеду по колено заметало мусором, потому что на такое количество туристов этот маленький средневековый город не рассчитан: было продано 116 тысяч билетов при 120...

Эта музыка будет вечной, и театр не похоронить. Улицы французского Авиньона к обеду по колено заметало мусором, потому что на такое количество туристов этот маленький средневековый город не рассчитан: было продано 116 тысяч билетов при 120 тысячах мест только на официальную программу. 40-градусная жара — ну что ж. Мокрой футболки хватает на полчаса, как раз до следующего фонтанчика. В кафе и магазинах большими буквами: CLIMATISE, кондиционер. За три недели — 250 раз сыграны спектакли официальной программы, тысячи представлений дала программа офф.

Вы можете представить, чтобы в России на фестиваль, скажем, театров малых городов России в Лысьве съехалась сотня тысяч людей, чтобы провести свой отпуск в театре за просмотром не то что самодеятельных, а профессиональных спектаклей? Европейцев в их любви к театру не останавливает ничего. И спектакли играются, даже если в зале один человек.

Усталость веры, память прошлого

После «Трех сестер» Франка Касторфа, показанных на открытии Чеховского фестиваля в Москве, стоило взглянуть, чем еще живет самый знаменитый левый театр Берлина «Фольксбюне». Он привез танцевальную социальную драму Trust/«Доверие» Фалька Рихтера, где речь идет о моральных последствиях финансового кризиса: деньги, с которыми связывали столько планов и надежд, оказались виртуальными, верить в них нельзя. Современная любовь с деньгами связана крепко, на ее месте тоже кучка пепла и гора вопросов. Актеры «Фольксбюне» выкатывают идею: «Пусть 17-летние девочки затрахают олигархов до смерти, освободят человечество от власти денег и вывесят фотографии в интернет!» Танцовщики голландской компании Анук ван Дайк шарнирно-кукольной хореографией издеваются над слабовольным европейцем — и все-то он терпит, даже рассердиться не может! На уроке агрессии выдавливает из себя смехотворный неумелый гнев. Trust пророчит скорую смерть капиталистической системы вслед за социалистическим проектом и уверен, что новый мир принадлежит Китаю, куда уже переведены многие европейские производства.

Одним из главных событий Авиньона стало возобновление спектакля Кристофа Марталера «Защита от будущего», основанного на архивных документах и посвященного нацистской евгенике 1940-х годов и опытам по созданию идеального человека будущего. Спектакль поставлен в 2005 году в венской психиатрической лечебнице, построенной в 1904 году мэтром австрийского Сецессиона Отто Вагнером. В годы Второй мировой туда свозили для опытов тех, кого нацисты признали бесполезными для нового общества — душевнобольных, инвалидов, алкоголиков и их родственников. На них распространялся закон об эвтаназии.

Зрители Авиньонского фестиваля увидели «Защиту от будущего», которую Марталер считает одним из важнейших спектаклей своей жизни, в пустующем летом лицее Цветущих Полей. Из шкафов, из-под сидений стульев звучит гармонично-стерильная музыка. Приложив ухо к радиоточке, слышишь подробный отчет об ухудшающемся состоянии пациентов. В лаборатории у мух аккуратно оторваны лапки. В стеклянной банке — рыжий девичий локон. Дети как будто только что были здесь — на столах теплые термосы, хлебные крошки и конфетти. В классах — распечатки медицинских карт. В одном из классов оказывается человек, вернувшийся из прошлого. Фридрих Заурел находился в 17-м отделении клиники (для детей и инвалидов детства) в 1943—1944 годах. «Однажды я заметил, что одного мальчика нет в кровати. Я спросил у сестры Сикоры, что с ним стало. Она ответила, что он не вернется. Почти каждый день мы видели трупы детей после эвтаназии. Их складывали в картонные гробы. Я никогда не забуду, как сотрудники заведения выносили детские легкие гробы — одной рукой».

После «Защиты от будущего» остро чувствуешь радость просто жить — таким, как ты есть. И еще каскад чувств и мыслей, потому что спектакль долгий и сложный по своему устройству, несмотря на ясность представленных в нем документов. Обвинение Марталера не плакатно, но страшно умно и глубоко сформулировано театральным языком. На «Защите от будущего» не плачут, но думают.

Люди длинной воли

Русское присутствие в Авиньоне было точечным и ярким. В главном архиве города, Доме Жана Вилара, проходила масштабная выставка к 150-летию со дня рождения Чехова. Известные французские актеры Мишель Раскин, Марк Боднар и Мари-Софи Фердан читали по ролям пьесу «Город» Гришковца, а директриса «Комеди Франсез» Мюриэль Майетт, не чинясь, прочла фрагмент пьесы Ивана Вырыпаева «Июль» и лекцию о чеховской «Даме с собачкой». Отборщик фестиваля «Любимовка» Елена Ковальская рассказала о современных русских пьесах. В видеозале шли фильм «Дядя Ваня» Андрона Кончаловского (1970) и незаконченная картина Никиты Михалкова «Вспоминая Чехова» (1993). В спектакле «Гардения» бельгийца Алана Плателя по документальным историям трансвеститов и транссексуалов участвовал дагестанец Тимур Магомедгаджиев, ему была отведена роль человека между мирами, убежавшего от одной боли и еще не успевшего понять другие, а главное — нужно ли ему это понимать. Петербургский «Театр на Фонтанке» Семена Спивака приехал на разведку: актеры пели на улицах и площадях.

Самыми заметными русскими в Авиньоне были алтайцы. Они ходили по Авиньону в шкурах, с длинными хлыстами, бичевали мостовые и носили портреты Путина с титром: «Он не любит наш театр». Мастерская Анны и Сергея Вахрамеевых из Барнаула и их гид-энерджайзер Виталий Семенов нашли 25 тысяч рублей для регистрации в офф-программе (столько стоит включение в каталог тех театров, которые приезжают в Авиньон за свой счет) и привезли самыми дешевыми чартерами с кучей пересадок 25 человек. Алтайский край выделил на поездку аж 70 тысяч рублей на всех. Семенов много лет проработал в программах «Взгляд» и «Жди меня», умеет искать, стыковать, любит приключения, поэтому девизом поездки стало «Чем сложнее, тем интереснее!» Границу Италии и Франции пересекли ночью, шли пешком с 20-килограммовыми рюкзаками 12 км. Из Ментоны до Экс-ан-Прованса доехали зайцем. Отсыпались в городском парке. В Авиньоне поселились в хостеле — в комнате на 10 человек — всем скопом. Несмотря на трудности быта, на своем спектакле «Русский канон» девушки красовались в идеально выглаженных платьях, молодые люди — в белоснежных рубашках. Без франкоязычных программок на второй день показов к ним пришли 18 человек и слушали без всякого перевода о том, что человек живет или для души, или для тела. Если для тела — жизнь его полна печали. Если для духа — то это хорошая жизнь, потому что нет боли, нет страдания, нет смерти. Бог — не сила, Бог  — правда, а правда в Боге. Правда и красота, путь сострадания — вот русский канон.

У них не было денег на обед в кафе, но они замечательно выступили, гуляли по Авиньону до потемнения в глазах, а до Франции побывали и на польском фестивале уличных театров в городе Фета. У актеров «Мастерской Вахрамеевых» такое душевное здоровье, что им и не нужно было смотреть официальную программу, где большая часть спектаклей посвящена потере веры, усталости и пустоте, второе столетие длящемуся закату Европы. Они смеялись над трудностями и счастливо добрались из Авиньона домой на перекладных.

И еще. У авиньонского бульвара Жана Жореса, социалиста, защитника Альфреда Дрейфуса, появилось еще одно название. Табличку люди повесили сами. Рядом с именем Жореса, основателя газеты «Юманите», — имя Анны Политковской.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera