Сюжеты

Не надо демонизировать Израиль

Этот материал вышел в The New York Times (13.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Я только что посмотрел новый документальный фильм режиссера Шломи Эльдара, корреспондента 10-го канала израильского телевидения в секторе Газа. Фильм называется «Драгоценная жизнь» и рассказывает о судьбе Мохаммеда Абу Мустафы, 4-месячного...

Я только что посмотрел новый документальный фильм режиссера Шломи Эльдара, корреспондента 10-го канала израильского телевидения в секторе Газа. Фильм называется «Драгоценная жизнь» и рассказывает о судьбе Мохаммеда Абу Мустафы, 4-месячного палестинского ребенка, страдающего редким заболеванием иммунной системы. Страдания ребенка не оставили Шломи Эльдара равнодушным, и он сумел помочь младенцу и его матери отправиться на лечение из Газы в израильскую клинику «Тель Хашомер», где ребенку могли спасти жизнь, пересадив ему костный мозг. Эта операция стоит $55 тыс. Эльдар рассказал об этом по израильскому телевидению, и деньги были найдены менее чем за час: их пожертвовал израильский еврей, сын которого погиб во время службы в армии.

Тем более неожиданным оказывается продолжение истории: соседи осуждают Райду, мать спасенного новорожденного палестинца, за то, что она отправила своего сына на лечение к израильтянам, а та в какой-то момент выпаливает прямо в камеру, что хочет, чтобы из ее сына вырос террорист-смертник, который отдаст свою жизнь за освобождение Иерусалима. «Каждый из нас, от младенцев еще младше, чем Мухаммед, до стариков, пожертвует своей жизнью ради освобождения Иерусалима. Он должен принадлежать нам. Что бы ты ни думал по этому поводу», — говорит Райда режиссеру.

Шломи Эльдар был настолько потрясен этим заявлением, что прекратил съемки. Но фильм «Драгоценная жизнь» вовсе не превратился в израильскую агитку. История спасения палестинского ребенка в израильской клинике накладывается в нем на хронику израильских операций возмездия в ответ на обстрелы израильской территории из Газы. Жертвами этих операций становятся целые палестинские семьи. В середине фильма доктора Раза Сомеша, спасшего маленького Мухаммеда, призывают в армию и отправляют в Газу. Совместные усилия израильтян и палестинцев по спасению жизни одного ребенка предстают перед зрителем на фоне широкой картины того, как мучают друг друга два народа.

«У меня нет сомнений, что военная операция в Газе была оправданной. Ни одна страна не стала бы молча наблюдать, как на ее территорию падают ракеты «Кассам». Но я почти не видел, чтобы кого-нибудь в Израиле беспокоило, что гибнут палестинцы, — сказал Шломи Эльдар корреспонденту газеты «Аарец». — «Хамас» настолько истощил наше терпение, что израильтяне жаждали вы…ть Газу. Лишь после трагического инцидента с доктором Абу аль-Аишем, врачом из Газы, с которым я разговаривал перед камерой в прямом эфире сразу после того, как в его дом попал снаряд, убивший его дочерей, и он кричал от горя и ужаса — только после этого мне удалось узнать, что молчаливое большинство (израильтян) сочувствует человеческому горю, в том числе и горю палестинцев. Оказалось, что многие израильские телезрители разделяли мои чувства». Поэтому Шломи Эльдар решил доснять свой документальный фильм о том, как жизнь маленького Мухаммеда была спасена израильтянами.

Этот искренний фильм показывает Ближний Восток таким, каким я его знаю: здесь даже враги порой проявляют поразительное сочувствие друг к другу и даже соседи бывают друг к другу поразительно жестоки.

Я пишу об этом, потому что замечаю появившуюся после войны в Газе моду демонизировать Израиль. Его все чаще стали изображать государством вне закона. Режиссер Оливер Стоун несет ахинею о том, что Гитлер убил больше русских, чем евреев, но все внимание досталось евреям, потому что пресса находится у них в руках, а еврейское лобби контролирует Вашингтон. Британский премьер-министр публично называет сектор Газа «израильским концлагерем», а турецкий премьер говорит израильскому президенту, что «в чем вы мастера, так это в убийствах». Известные исполнители отменяют свои намеченные концерты в Тель-Авиве. Какой-нибудь инопланетянин, приземлившийся на Землю в эти дни, мог бы подумать, что Израиль — это единственная в мире страна, из-за которой во время войн погибает и мирное население, чего никак нельзя сказать ни о «Хамасе», ни о «Хизбалле», ни о Турции, ни об Иране, ни о Сирии, ни о Соединенных Штатах.

У меня нет желания защищать Израиль от справедливых обвинений. Я всегда утверждал, что колониалистская политика строительства еврейских поселений на Западном берегу ведет Израиль как демократическое государство к катастрофе. Я считаю, что все друзья Израиля должны повторять это постоянно и как можно громче.

Но существуют два вида критики. Конструктивная критика начинается с ясного понимания того, где находится Израиль. Я помню, что на Ближнем Востоке иракские сунниты убивают иракских шиитов, что в Иране убивают собственных граждан, что Сирия, видимо, организовала убийство премьер-министра соседней страны, что Турция бомбит курдов, а «Хамас» вслепую осыпает ракетами израильские города и отказывается признать право Израиля на существование. Однако поведение Израиля зачастую лишь усугубляет положение и палестинцев, и израильтян. Если сначала дать понять израильтянам, что вы понимаете, в какой реальности они живут, и лишь потом переходить к критике, они оказываются способными ее воспринимать.

Деструктивная критика до цели не доходит. Она лишь укрепляет израильтян в подозрении, будто окружающий мир совершенно не интересуется контекстом их действий, а каждую их ошибку заведомо считает беспрецедентной и перевешивающей любые другие их действия. Деструктивная критика в моем понимании — это называть Газу «израильским концлагерем», даже не упоминая, что если бы после вывода израильских войск «Хамас» поставил перед собой задачу превратить Газу в Дубай, а не в Тегеран, Израиль тоже вел бы себя совсем по-другому. Деструктивная критика лишь усиливает влияние наиболее деструктивных элементов в израильском обществе, давая им в руки дополнительный аргумент: поскольку недоброжелатели Израиля твердят свое, независимо от того, что делает Израиль, то к чему вообще обращать на них внимание и что-то менять?

Возьмите себя в руки, поставьте в свой DVD-плеер диск с фильмом «Драгоценная жизнь», досмотрите его до конца, и если после этого вы (как и я) захотите продолжить критиковать Израиль, то пусть ваша критика будет конструктивной. В таком случае есть шанс, что и израильтяне, и палестинцы согласятся ее услышать.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera