Сюжеты

ЮАР вери гуд!

Этот материал вышел в The New York Times (13.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Иностранцы долгое время считали ЮАР страной нестабильных условий ведения бизнеса, экономика которой слишком зависима от добычи природных ресурсов. Теперь правительство и новое поколение предпринимателей надеются, что им удастся переломить...

Иностранцы долгое время считали ЮАР страной нестабильных условий ведения бизнеса, экономика которой слишком зависима от добычи природных ресурсов.

Теперь правительство и новое поколение предпринимателей надеются, что им удастся переломить такое мнение.

Группа южноафриканских компаний работает в таких секторах экономики, как производство чистой энергии, конструирование, военная и горная промышленность.

Рассчитывая на создание новых рабочих мест, государство поддерживает предпринимателей прямым участием в финансировании проектов. Кроме того, ЮАР способствует созданию технопарков и новых вакансий для научных работников.

«Наша страна имеет репутацию производителя и экспортера, — говорит министр науки и техники Наледи Пандор. — Теперь мы хотим завоевать репутацию инноваторов».

Проблем, с которыми борется современная ЮАР, множество: безработица, преступность, нелегальная иммиграция, коррупция, неравенство доходов, эпидемии. Эти проблемы пока что никуда не исчезли, но как руководители компаний, так и государственные чиновники уверены, что ситуация начала улучшаться и что успешное проведение в ЮАР чемпионата мира по футболу способствовало этому.

«Сегодня перспективы ЮАР лучше, чем когда-либо прежде, — уверен Ивор Ичиковитц, южноафриканец литовского происхождения, руководитель компании Paramount Group, деятельность которой сосредоточена в сфере аэрокосмической техники, систем безопасности и военной техники. — Для мировой экономики Южная Африка представляет из себя последний неосвоенный регион. Китай и Индия активно инвестируют в экономику ЮАР, и имеющиеся условия их не пугают».

Расположенное недалеко от Йоханнесбурга производство компании Paramount выпускает бронированные автомобили, покупателями которых являются в основном африканские страны, участвующие в миротворческих миссиях. Кроме этого, компания занимается ремонтом и модернизацией истребителей Mirage, а также финансированием и поставками оборудования для служб безопасности.

Согласно прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, в 2010 году рост ВВП в Южной Африке составит 3,3%, а в 2011 году 5%.

Горнодобывающая промышленность приносит почти 10% ВВП страны, но в ЮАР развита и обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится более 50% экспорта.

Однако до сих пор стране с трудом удавалось отвоевывать позиции на глобальных рынках, и нередко плоды южноафриканских разработок пожинали другие страны.

«У нас нет нехватки хороших идей, и мы обладаем давней традицией конструирования и проектирования. Но мы плохо умеем обращать эти достоинства в прибыль и строить стабильный бизнес, чаще мы продаем свои достижения за границу», — сетует Диана Блейк, директор по  маркетингу и продажам компании Optimal Energy, намеренной выпустить на рынок первый африканский электромобиль Joule.

Подтверждением слов Дианы Блейк может послужить усовершенствованный аккумулятор Zebra, разработанный в Претории, но выпускающийся в Швейцарии, и солнечные батареи на тонких пленках, разработанные в Йоханнесбургском университете, но производящиеся в Германии.

«Теперь наша важнейшая задача — внедрение новых разработок внутри страны», — говорит Диана Блейк.

Компания Optimal получила необходимые инвестиции от национального фонда поддержки инноваций, более 50% которого принадлежит правительству ЮАР. Электромобиль Joule будет развивать скорость до 135 км/ч и сможет проезжать без подзарядки до 300 км. Предполагается, что стартовая цена электромобиля составит от 30 до 38 тыс долларов. Компания надеется, что после того как в 2013 году электромобиль будет представлен на автосалонах, 80-90% машин пойдут на экспорт, прежде всего в Австралию, Израиль и Европу.

Государство помогает и более мелким предприятиям, например компании Adept Airmotive, занимающейся проектированием, разработкой и производством экономичных двигателей для легкой авиации.

«Я считаю, что условия для создания стартапов в Южной Африке одни из лучших в мире», — говорит Ричард Шалц, управляющий директор Adept Airmotive, офис которого находится в южноафриканском Дурбане.

ЮАР надеется выиграть тендер на размещение на ее территории гигантского радиотелескопа «Квадратный километр». Телескоп, в создании которого принимают участие 19 стран, будет самым мощным в истории, а следом за его созданием в страну должны прийти значительные инвестиции, связанные с проектами в области астрофизики и космологии.

Проектная стоимость сооружения телескопа составляет почти $2 млрд. Строительство должно начаться в 2013 году, первые наблюдения с использованием нового радиотелескопа предполагается выполнить в 2017-м, а на полную мощность он должен выйти к 2022 году.

«Мы, южноафриканцы, не можем себе позволить быть пессимистами, — говорит министр Наледи Пандор. — Мы сумели уйти от такого страшного прошлого, что теперь просто обязаны верить в успех».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera