Сюжеты

Юрий Шевчук:

У рок-звезд нет ничего общего с кремлевскими

Этот материал вышел в The New York Times (13.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Юрий Шевчук никогда не относился с излишним почтением к российским лидерам, будь то цари, генеральные секретари или президенты. Очкастый, начинающий седеть рок-кумир провел последние 30 лет, крича в микрофон тексты, которые, по его словам,...

Юрий Шевчук никогда не относился с излишним почтением к российским лидерам, будь то цари, генеральные секретари или президенты. Очкастый, начинающий седеть рок-кумир провел последние 30 лет, крича в микрофон тексты, которые, по его словам, должны заставить его соотечественников прекратить смиренно склонять голову перед властями.

Сегодня 53-летний музыкант все так же мятежен, как в начале 80-х, когда он обходил советскую цензуру, давая подпольные концерты на частных квартирах по всей стране. В наши дни он собирает переполненные залы, открыто выступает против правительства Владимира Путина и обвиняет современных музыкантов в продажности.

В июне на встрече с Путиным он изумил Россию своей импровизированной речью против преступлений правительства. Он осудил злоупотребления властью, ограничения свободы слова и «богатеньких с их привилегиями». «Единственный выход — чтобы все были равны перед законом: и бояре, и тягловый народ», — сказал он.

Растерявшийся Путин пытался защищаться, но был вынужден признать право людей выходить на антиправительственные демонстрации. Полемика освещалась контролируемыми государством телеканалами, а видеозапись разговора даже появилась на интернет-сайте Владимира Путина.

Юрий Шевчук принимает нас в своей студии в Санкт-Петербурге. Он говорит о тысячелетней пропасти между российской элитой и народом. О том, что президент Дмитрий Медведев и Владимир Путин, де-факто высший руководитель страны, — всего лишь очередной пример равнодушной и оторванной от общества власти, которая столетиями загоняла Россию в тупик. «Раньше они ездили в каретах, теперь на «Мерседесах», но суть не изменилась», — говорит Шевчук.

Шевчук пришел в рок-музыку ради того, чтобы найти выход из эпохи брежневского застоя, трясины советской России 70-х годов.

«Звуки электрогитары вывели наше поколение из тьмы и рабства к свободе, — говорит Шевчук. — Мы жадно слушали The Beatles, Rolling Stones, Jethro Tull, Led Zeppelin и Моррисона и были благодарны им за каждую песню, потому что в них была энергия нового времени».

В 1980 году Шевчук основал группу ДДТ, которая выступала с подпольными концертами и в конце концов стала одной из ведущих групп санкт-петербургской рок-сцены времен перестройки. Первое открытое выступление группы состоялось только в 1987 году, уже при Михаиле Горбачеве, когда давление советской системы начало ослабевать.

Пришествие свободы ознаменовалось в России обвалом экономики, разгулом коррупции и преступности, двумя войнами в Чечне и последовавшей за ними серией страшных террористических актов. Хаос породил Путина, и даже Шевчук признает, что России в то время требовался сильный лидер. Проблема, по словам Шевчука, в том, что получив власть, Путин решил никогда не отдавать ее.

Нежелание Шевчука становиться в ряды конформистов не прошло для него даром. Хотя у него по-прежнему много поклонников, его концерты почти никогда не транслируют по телевидению. Радиостанции он также обвиняет в цензуре: так, его песню со строчкой «Когда закончится нефть, наш президент умрет», не услышать в эфире. Шевчук и другие музыканты рассказывают о своего рода мягкой цензуре для исполнителей, которая появилась после прихода Путина к власти и продолжилась после избрания президентом Дмитрия Медведева.

Да, Шевчук смог в присутствии самого могущественного человека в России произнести слова, за которые любого другого немедленно запихнули бы в милицейский автобус. Но непонятно, что это: признание его статуса или просто знак, что власть не считает Шевчука опасным. В любом случае, как бы велика ни была популярность музыканта, главной звездой для российской публики остается Путин, и никакая критика до сих пор не сказалась на его рейтинге.

Шевчук соглашается, что со времен перестройки влияние и его, и других музыкантов, сильно снизилось. Альбом, над которым он работает сейчас (первый большой проект ДДТ за последние 5 лет), отчасти отражает его досаду.

«Рабочее название альбома «Перед потопом», — говорит Шевчук, — но в последнее время я думаю о другом заголовке: «Завтра будет по-другому». Смысл здесь тот же, но надежды больше».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera