СюжетыЭкономика

Рейдеры гребут золотой песок ковшами

2700 речников из государственной конторы «Обь-Иртышводпуть» просят защитить их от рейдерства и коррупции

Этот материал вышел в номере № 88 от 13 августа 2010 г.
Читать
Рейдеры гребут золотой песок ковшами
Фото: «Новая газета»
Коллектив федерального государственного учреждения «Обь-Иртышводпуть» (2700 человек) в полном составе поддержал предложения главы государства по усилению борьбы с рейдерством и коррупцией. Проблема искоренения этих явлений поставлена во...

Коллектив федерального государственного учреждения «Обь-Иртышводпуть» (2700 человек) в полном составе поддержал предложения главы государства по усилению борьбы с рейдерством и коррупцией. Проблема искоренения этих явлений поставлена во главу угла принятого речниками Обращения — к президенту, председателю правительства, Генеральному прокурору РФ, которое подписали представители всех восьми филиалов бассейнового управления, обслуживающих один из самых протяженных в России (15 тысяч километров) водных путей. Его головное предприятие находится в Омске, остальные — вниз по течению Иртыша (в Тобольске, Сургуте, Ханты-Мансийске, Ямало-Ненецком автономном округе).

В Обращении говорится, что в последнее время правоохранительные органы Омской области всеми силами препятствуют ФГУ в исполнении государственных функций, предписанных ему Морречфлотом. А именно: обеспечение безопасности судоходства, контроль за техническим состоянием судов, совершенствование ремонтной базы и пр. Прежнее руководство учреждения, пишут путейцы, не ставило перед собою подобных задач. Еще 6 лет назад на этом участке реки, некогда полноводной, процветал только частный бизнес: затоны предоставлялись для отстоя стороннего флота, для ремонта «приблудных» судов использовалось казенное оборудование, незаконно распродавались запчасти и топливо — деньги шли миллионами мимо счетов филиалов. В то же время не хватало средств на зарплату работникам управления (плавсоставу 3 года не оплачивались переработанные часы) и налоговые отчисления — к началу 2004-го задолженность «левых» фирм только в Омском РВПиС (районе водных путей и судоходства) составляла 22,1 млн рублей. Всего в ФГУ таких фирм насчитывалось полторы тысячи. С начала 90-х годов ими были нарыты со дна Иртыша (незаконно, как сказано в Обращении) миллионы тонн песка, что и стало, по мнению речников и экологов, главной причиной его обмеления. Дело дошло до того, что «на самом грузонапряженном участке Тобольск — Ханты-Мансийск движение флота в летние месяцы останавливалось, а на трансграничном с Казахстаном (Клин — Омск) судоходство отсутствовало вообще».

В тот период вопросов к руководителям управления у правоохранителей не возникало. Возникли они только после того, как директором ФГУ был назначен Сергей Овчинников, возглавляющий учреждение по сей день. Что-то, наверное, он стал делать не так. В частности, выставил из управления коммерческие структуры, изгнал посторонний флот. Стал наводить порядок на реке, где не было даже плавучих знаков (буев), — за эти годы их установлено свыше тысячи. Цеха, стоявшие в запустении, заработали. Отремонтировано больше сотни единиц флота. В прошлом году построен слип (судоподъемник), что позволяет управлению заниматься судостроением. 7 мая спустили на воду первый собственный теплоход, которому присвоено имя «65 лет Победы».

Экономические показатели таковы: за время правления Сергея Овчинникова получено свыше 2 млрд рублей доходов от предпринимательской деятельности. Средняя зарплата по управлению выросла в 2,5 раза.

Мимо русла

«Обь-Иртышводпуть» — единственное в области крупное предприятие, которое в последнее десятилетие на самом деле встало с колен. И могло бы стать, по идее, предметом гордости губернатора, поскольку больше гордиться особенно нечем. Однако успехов речников губернский агитпроп почему-то не видит в упор. Живой интерес к их деятельности проявляют только транспортная прокуратура и УВД. В 2009—2010 гг. ими были проведены в отношении ФГУ более 110 проверок. В большинстве случаев поводом для них стали «обращения граждан» — бывших и нынешних работников управления. Направлялись от их имени заявления и в надзорные органы, и президенту РФ, о чем сами эти граждане, как выяснилось в ходе данных проверок, и не подозревали. Личности фальсификаторов, подделавших подписи многих людей, прокуратурой не установлены (как сказано в Обращении, она их и не пыталась искать).

Зато подозрения надзорного органа вызвали приобретенные управлением три самоходные и четыре несамоходные судна, проданные на открытом аукционе Омским речным портом, совет директоров которого возглавляет тот же Сергей Овчинников (что, как известно, законом не возбраняется). Прокуратура усмотрела в сделке корыстный интерес директора ФГУ, хотя суда были приобретены в собственность государства на внебюджетные средства, притом по цене в 1,5 раза ниже рыночной, что и установил областной арбитражный суд, а следом и федеральный — Западно-Сибирского округа, признав покупку абсолютно законной. Вердикт суда вступил в силу еще в декабре 2007 года. Однако 2,5 года спустя — в июне 2010-го — первый зам. генерального прокурора А. Буксман вынес по сему поводу представление, пересмотрев судебное решение: проверка пошла по новому кругу.

За 6 лет непрерывных проверок что-либо противоправное в действиях руководителей управления обнаружить не удалось. Но удалось значительно снизить производительность предприятия, особенно управленческого аппарата. «Исполняя почти ежедневные запросы Омского транспортного прокурора (письменные, устные, телефонограммы и пр.), мы вынуждены подготавливать объяснения, разыскивать и копировать большое количество документов, являться на допросы и т.п. На это уходит 50—60% рабочего времени», — говорится в Обращении.

Братские узы

По мнению речников, прокурорские могли бы немало накопать реального криминала, если бы поискали его в другом русле — той же реки Иртыш. Еще в 1985 году постановлением облисполкома «в целях предотвращения дальнейшего снижения уровня воды» добыча песка была здесь строго запрещена. До 93-го года запрет соблюдался неукоснительно, потом в реке возникла рыночная среда, и экономические потребности ее субъектов возобладали над экологией. В ту пору этот бизнес шел бесконтрольно: песка нагребали с речного дна десятки фирм — кто сколько хотел и мог. В 2000-е власти прибрали его к рукам — в том смысле, что стали выдавать лицензии на свое усмотрение. Естественно, самым достойным, на кого и приходится основная доля добычи песка. А остальное разыгрывается на аукционах (проводит их Омский речпорт, поскольку все месторождения разведаны им). Вне конкурса право пользования недрами в русле и пойме реки, согласно реестру от 1 мая 2010 года, получили «Сибстрой» и «Сибирская консалтинговая компания». Первая принадлежит сыновьям соратника губернатора, его бывшего зама, ныне покойного Александра Луппова, вторая — депутату Заксобрания от «Единой России» Владимиру Седельникову, супругу племянницы областного главы.

Выходит, пытаясь придать государственный статус реке Иртыш (точнее, его отрезку от Казахстана до Заполярья), Овчинников идет явно против течения. А по течению плывет казахстанский флот. Более полутора сотен судов, многие из них под российскими флагами, но по факту принадлежащие министерству транспорта Республики Казахстан, где они и платят налоги, остаются не первый год незамеченными прокуратурой. Вот и требуют речники от Генеральной прокуратуры «провести проверку заинтересованности омского транспортного прокурора в деятельности на территории Омской области флота Республики Казахстан».

Еще цитаты из Обращения: «Эта кампания развернута против предприятия, которое нарушило монополию судоремонта и судостроения в Сибирском регионе… Принципиальная позиция руководства ФГУ «Обь-Иртышводпуть» мешает незаконному песчаному бизнесу аффилированных с властью структур… В течение многих лет ставился вопрос о выносе наших предприятий за пределы города, так как прибрежные территории, на которых расположены здания ФГУ и его омского филиала, являются лакомым куском для строительства коттеджей и яхт-клубов. Среди предполагаемых частных застройщиков — работники прокуратуры».

Похоже, своей бурной деятельностью управление ущемило разнообразные интересы многих серьезных людей. Возможно, по этой причине (а может быть, и по другим, которые пока остаются неясными) строятся невдалеке от города два порта — Южный и Северный, которые хотя и невелики, но в принципе могут составить конкуренцию Омскому. Возможно, найдут там пристанище и дружественные российскому флоту суда (но это — только предположение). Ведут строительство, по сведениям ФГУ, компании, которые имеют непосредственное отношение к известному в Омске предпринимателю Константину Потапову (в прошлом вице-президенту «Сибнефти» и президенту ХК «Авангард»), депутату-единороссу, племяннику супруги областного главы…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow