Сюжеты

Финские Химки

Трасса Турку — Муурла, нашпигованная датчиками, с «зелеными коридорами» и шумозаграждениями, обошлась в 5,5 раза дешевле, чем будущая дорога Москва — Петербург. И лес не пострадал

Этот материал вышел в № 88 от 13 августа 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ольга ДеркачВладислав Быков«Новая газета»

 

Вдоль дороги Е18 на участке от Турку до Муурлы высокие отвесные стенки встречаются, а на участке от Муурлы до Лохьи — практически нет. Просто первый участок выстроен лет на восемь раньше. С тех пор концепцию в стране Суоми уточнили: где...

Вдоль дороги Е18 на участке от Турку до Муурлы высокие отвесные стенки встречаются, а на участке от Муурлы до Лохьи — практически нет. Просто первый участок выстроен лет на восемь раньше. С тех пор концепцию в стране Суоми уточнили: где лес можно не рубить, там щепки и не летят. Дорога то и дело ныряет в туннели: на новом участке лес сберегли 7 раз, а общая длина «зеленых коридоров через магистраль» (так называются в проекте туннели) превысила 5 километров. Туннели резко удорожили строительство и потребовали долгой работы по настройке автоматики. Со всем этим смирились: дышать, уверены финны, нужно и следующим поколениям.

В международном консорциуме, выигравшем тендер на строительство автострады, первым пунктом числится французская фирма по связям с общественностью. Общественность поставили в известность с самого начала: создали специальный сайт, выпустили брошюры. Подробно объяснили, почему дорога необходима: столичный регион и главный порт юго-западной Финляндии Турку связывало всего-навсего двухполосное шоссе со слабой безопасностью движения. Его пропускная способность никак не отвечала ширящимся международным связям, транспортный поток не рос, и народ под колеса лез почем зря. Причем тому же народу плохо: шум, грунтовые воды загрязняются, и статистика смертей в ДТП много хуже, чем позволяют цивилизованные нормы.

Никто, впрочем, и не спорил. Дорога и вправду узенькая, по одной полосе в каждую сторону, ныряет вверх-вниз и крутится вокруг холмов. Пристроишься за пикапом или за фурой и пилишь, то и дело поминая финскую мать. Опять же поселки, пересечения, то и дело скорость до 60 снижай — куриный смех, а не государственная трасса №1. Хочешь не хочешь, а магистраль строить надо.

Самую большую тревогу вызвали белки-летяги — дорога пересекла места их постоянного обитания. Летягам посвятили особое исследование и несколько судебных заседаний, в результате которых приступили к постройке дороги и летяг обидели не сильно. А лоси так даже выиграли слегка. Они активно бегали через старую дорогу, рискуя налететь на машины, с пагубными последствиями для себя и машин. Теперь не будут: новая автострада ограждена. Но и переход с летних пастбищ на зимние и обратно обеспечен: по зеленым мостам над туннелями и по специально выстроенным «звероходам», которые очень напоминают мосты, только без дороги поверху. Природо- и водоохранное законодательство тоже не нарушили, о чем оповестили общественность через сайт управления дорогами.

Не в обиде и окружающий народ. Помимо автолюбителей и автопрофессионалов в выигрыше примерно 1800 человек, живших возле прежней дороги, — им стало чище, безопаснее, тише. Кое-где дорога затронула крестьянские хозяйства — хозяевам выплатили компенсации. Компенсация положена и тем, до кого доносится шум свыше 55 децибел. Но таковых немного: жилья вдоль дороги практически нет. А здоровье зверей защитили шумозащитными стенками. Решение до оторопи простое и остроумное: вдоль дороги ставят двойную металлическую сетку, между — насыпают обломки скал. От дефицита камня не страдали: ежедневно с места строительства вывозилось 60 000 тонн скального грунта и почвы, образно говоря, 3000 полных грузовиков.

В ноябре 2008-го участок дороги Е18 от поселка Муурла до города Лохья (оба населенных пункта в стороне от трассы, надо съезжать) открыли для проезда. 50 километров, 8 развязок, 49 мостов, 28,1 км шумозаграждений, смета расходов — 335 млн евро. В среднем 6,7 млн за километр сложнейших сооружений, частью нашпигованных автоматикой. Автоматика должна свести к минимуму риск аварий и пожаров в туннелях (до 2,3 км длиной). Чтобы свела, ее по-фински неторопливо и тщательно настраивали, то и дело перекрывая уже действующую дорогу. Народ роптал, но послушно сворачивал на старое шоссе: безопасность — святое. Кроме туннельной автоматики на трассе полно телеметрии, которая обеспечивает сбор данных о погоде и дорожном движении. И все это дорожное счастье — вдвое дешевле, чем километр средней российской дороги*. Стоимость километра в Сочи и Москве — вовсе за пределами нравственных норм. Предварительная стоимость километра трассы, которая пройдет через многострадальный Химкинский лес, составит 45 млн долларов, то есть в пять с лишним раз превысит цену километрового участка «mootoritie» — то есть финской автострады. Кстати сказать, в Финляндии Е18 — бесплатная. Как и остальные финские автомагистрали.

По воле ироничной судьбы платная М10С сольется в Санкт-Петербурге с Е18. Сойдутся, красиво говоря, два полюса магнита, Запад и Восток, два подхода к жизни и бизнесу. Дорога соединит дикий капитализм и капитализм с человеческим лицом, 6-е и 146-е место в рейтинге коррупции.

«Патриоты» уверены, что дело не в коррупции. В блогах Рунета сломаны все копья. Или дышать, или ехать — народ уверен, что третьего не дано. Там, где нет коррупции, компромиссы возможны — Е18 тому иллюстрацией. Государство с ненарушенной обратной связью слышит людей и отвечает людям. Это многополосная дорога с двусторонним движением — в точности как выстроенная автомагистраль.

* В России средняя цена километра дороги — 17,6 млн долларов, или 13,37 млн евро (см. «Новую» №77 от 19 июля 2010 г. «Всё закатали в асфальт. Кроме дорог»)

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera