Сюжеты

Финские Химки

Трасса Турку — Муурла, нашпигованная датчиками, с «зелеными коридорами» и шумозаграждениями, обошлась в 5,5 раза дешевле, чем будущая дорога Москва — Петербург. И лес не пострадал

Этот материал вышел в № 88 от 13 августа 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ольга ДеркачВладислав Быков«Новая газета»

 

Вдоль дороги Е18 на участке от Турку до Муурлы высокие отвесные стенки встречаются, а на участке от Муурлы до Лохьи — практически нет. Просто первый участок выстроен лет на восемь раньше. С тех пор концепцию в стране Суоми уточнили: где...

Вдоль дороги Е18 на участке от Турку до Муурлы высокие отвесные стенки встречаются, а на участке от Муурлы до Лохьи — практически нет. Просто первый участок выстроен лет на восемь раньше. С тех пор концепцию в стране Суоми уточнили: где лес можно не рубить, там щепки и не летят. Дорога то и дело ныряет в туннели: на новом участке лес сберегли 7 раз, а общая длина «зеленых коридоров через магистраль» (так называются в проекте туннели) превысила 5 километров. Туннели резко удорожили строительство и потребовали долгой работы по настройке автоматики. Со всем этим смирились: дышать, уверены финны, нужно и следующим поколениям.

В международном консорциуме, выигравшем тендер на строительство автострады, первым пунктом числится французская фирма по связям с общественностью. Общественность поставили в известность с самого начала: создали специальный сайт, выпустили брошюры. Подробно объяснили, почему дорога необходима: столичный регион и главный порт юго-западной Финляндии Турку связывало всего-навсего двухполосное шоссе со слабой безопасностью движения. Его пропускная способность никак не отвечала ширящимся международным связям, транспортный поток не рос, и народ под колеса лез почем зря. Причем тому же народу плохо: шум, грунтовые воды загрязняются, и статистика смертей в ДТП много хуже, чем позволяют цивилизованные нормы.

Никто, впрочем, и не спорил. Дорога и вправду узенькая, по одной полосе в каждую сторону, ныряет вверх-вниз и крутится вокруг холмов. Пристроишься за пикапом или за фурой и пилишь, то и дело поминая финскую мать. Опять же поселки, пересечения, то и дело скорость до 60 снижай — куриный смех, а не государственная трасса №1. Хочешь не хочешь, а магистраль строить надо.

Самую большую тревогу вызвали белки-летяги — дорога пересекла места их постоянного обитания. Летягам посвятили особое исследование и несколько судебных заседаний, в результате которых приступили к постройке дороги и летяг обидели не сильно. А лоси так даже выиграли слегка. Они активно бегали через старую дорогу, рискуя налететь на машины, с пагубными последствиями для себя и машин. Теперь не будут: новая автострада ограждена. Но и переход с летних пастбищ на зимние и обратно обеспечен: по зеленым мостам над туннелями и по специально выстроенным «звероходам», которые очень напоминают мосты, только без дороги поверху. Природо- и водоохранное законодательство тоже не нарушили, о чем оповестили общественность через сайт управления дорогами.

Не в обиде и окружающий народ. Помимо автолюбителей и автопрофессионалов в выигрыше примерно 1800 человек, живших возле прежней дороги, — им стало чище, безопаснее, тише. Кое-где дорога затронула крестьянские хозяйства — хозяевам выплатили компенсации. Компенсация положена и тем, до кого доносится шум свыше 55 децибел. Но таковых немного: жилья вдоль дороги практически нет. А здоровье зверей защитили шумозащитными стенками. Решение до оторопи простое и остроумное: вдоль дороги ставят двойную металлическую сетку, между — насыпают обломки скал. От дефицита камня не страдали: ежедневно с места строительства вывозилось 60 000 тонн скального грунта и почвы, образно говоря, 3000 полных грузовиков.

В ноябре 2008-го участок дороги Е18 от поселка Муурла до города Лохья (оба населенных пункта в стороне от трассы, надо съезжать) открыли для проезда. 50 километров, 8 развязок, 49 мостов, 28,1 км шумозаграждений, смета расходов — 335 млн евро. В среднем 6,7 млн за километр сложнейших сооружений, частью нашпигованных автоматикой. Автоматика должна свести к минимуму риск аварий и пожаров в туннелях (до 2,3 км длиной). Чтобы свела, ее по-фински неторопливо и тщательно настраивали, то и дело перекрывая уже действующую дорогу. Народ роптал, но послушно сворачивал на старое шоссе: безопасность — святое. Кроме туннельной автоматики на трассе полно телеметрии, которая обеспечивает сбор данных о погоде и дорожном движении. И все это дорожное счастье — вдвое дешевле, чем километр средней российской дороги*. Стоимость километра в Сочи и Москве — вовсе за пределами нравственных норм. Предварительная стоимость километра трассы, которая пройдет через многострадальный Химкинский лес, составит 45 млн долларов, то есть в пять с лишним раз превысит цену километрового участка «mootoritie» — то есть финской автострады. Кстати сказать, в Финляндии Е18 — бесплатная. Как и остальные финские автомагистрали.

По воле ироничной судьбы платная М10С сольется в Санкт-Петербурге с Е18. Сойдутся, красиво говоря, два полюса магнита, Запад и Восток, два подхода к жизни и бизнесу. Дорога соединит дикий капитализм и капитализм с человеческим лицом, 6-е и 146-е место в рейтинге коррупции.

«Патриоты» уверены, что дело не в коррупции. В блогах Рунета сломаны все копья. Или дышать, или ехать — народ уверен, что третьего не дано. Там, где нет коррупции, компромиссы возможны — Е18 тому иллюстрацией. Государство с ненарушенной обратной связью слышит людей и отвечает людям. Это многополосная дорога с двусторонним движением — в точности как выстроенная автомагистраль.

* В России средняя цена километра дороги — 17,6 млн долларов, или 13,37 млн евро (см. «Новую» №77 от 19 июля 2010 г. «Всё закатали в асфальт. Кроме дорог»)

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera