Сюжеты

Собиратель

17 августа Олегу Табакову исполняется 75 лет

Этот материал вышел в № 89 от 16 августа 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

...Всякому обществу, во всякое время необходимо кого-то уважать. (Для сохранения собственного душевного здоровья в первую очередь.) Олег Павлович Табаков много лет дает нам такую возможность во времени и месте, очень мало расположенных к...

...Всякому обществу, во всякое время необходимо кого-то уважать. (Для сохранения собственного душевного здоровья в первую очередь.) Олег Павлович Табаков много лет дает нам такую возможность во времени и месте, очень мало расположенных к уважению. И это важнейшая его роль. Она очень многогранна.

Табаков похож на екатерининского вельможу - и кажется, уж никто в Москве не умеет так произнести «стало быть», как он. Табаков в текущем репертуаре играет Нильса Бора и замоскворецкого туза 1870-х Прибыткова так, точно показывает залу пример спокойного и твердого самостоянья человека, который создал себя сам - и сам знает себе цену. А перепады курса над ней не властны.

Табаков управляет четырьмя сценами «фабрики Станиславского» в Камергерском и на Чистых прудах с неутомимостью, какая не всякому тузу 1870-х была бы по плечу (к юбилею о «Штольце, сыгравшем Обломова», не напишет только ленивый). Табаков в начале 1980-х давал ученикам читать «Архипелаг ГУЛАГ» (Андрей Смоляков рассказывал). В начале 1990-х, когда о милости к падшим не поминали, - на разрыв аорты сыграл у Камы Гинкаса пенсионера Ваньку Жукова, безумного сироту страны Советов. В конце 1990-х первым из театральных директоров возродил гастроли по России и объяснял при любом случае, как они важны. В «нулевых» - невозмутимо долго держал значок ЮКОСа на программках МХТ (хотя, говорят, - очень рекомендовали снять).

Этот мастер-класс жизнеповедения приличного человека Олег Павлович ведет давно. С юбилеем его поздравляет в «Новой» писательница Зоя БОГУСЛАВСКАЯ.

Как прикажете поздравлять именитого юбиляра, если он более всего ненавидит пафос?

У Табакова уникальная способность опустить ваше восхищение с небес на землю, пресечь попытку всерьез анализировать любую ситуацию. На юбилеях своих коллег и сотоварищей он сознательно заменит эпитеты «великий» и «неподражаемый» словами «дело», «профессия», «работа», а еще лучше  - просто «ремесло». (Помнится, у Беллы Ахмадулиной: «Ремесло наши души свело, подарило тавро голубое…»)

Если бы ему было разрешено убрать из МХАТ не только букву «А», он легко упразднил бы звания и регалии при представлении актера публике. Сегодня, насколько мне известно, даже зарплата актеров в этом театре исчисляется без твердой зависимости от званий, по реальной занятости в театре. Значит, это как понимать: молодой актер с первой удавшейся ролью может получать как народный артист?

Олег Павлович Табаков твердо убежден, что человек славен делами.

Артист, осененный всенародной славой, один выход которого на сцену сопровождается шквалом аплодисментов, радуется новой стройке, созданию театральной школы, филиала, больше, чем комплименту по поводу роли.

На днях в какой-то публикации заявил, что для него открытие в этом году театрального колледжа, которого долго добивался, «в жизни - самое главное».

Ему, пятнадцатилетнему, еще в студии, учительница Н.И. Сухостав привила мысль о необходимости пестовать талант смолоду.

Он - Собиратель.

В нем рано проснулся хозяйственник, определявший поступки народного артиста Табакова, награжденного за ремесло всеми мыслимыми отечественными наградами. Своими деловыми качествами он гордится, как хозяин хорошо сколоченного дома, который построил сам.

У него карьера счастливчика. В 21 - уже актер «Современника», звездной труппы, только что созданной Олегом Ефремовым, где кумиры тогдашней Москвы - Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Олег Даль, Михаил Козаков - его партнеры.

Помню, как бегали мы в этот театр на первые спектакли Розова и Володина, на «Двое на качелях» Олби, на постановки Ефремова и Галины Волчек.

Светловолосый смазливый мальчик среднего роста, покорявший человеческим обаянием, легко запоминался зрителям.

Трудно было предположить, что впереди у него - вершины мирового репертуара: Обломов, Хлестаков, Балалайкин, Сальери, Серебряков, Адуевы из «Обыкновенной истории», постановки в Англии, Финляндии, Чехии… Роли, сыгранные в кино, когда молодежь подражала ужимкам мисс Эндрю из «Мери Поппинс», буффонадной нелепости аксеновской продавщицы («Всегда в продаже») и, конечно же, голосу всероссийского кота Матроскина….

Впоследствии он признается, что уже в молодости получил все желаемое, мог бы не суетиться, - но актерское дело не позволяет отойти в сторону.

Еще признавался: любой выход на сцену для него - праздник.

Но, увы, нет такого убежища в нашем деле, где бы за успешность и талант не было бы заплачено дорогой ценой.

В двадцать с небольшим на него обрушивается первый инфаркт. Шок в труппе, но актер выбывает из репертуара на несколько недель. После восстановления быстро обретает форму, вскоре карьера пополняется должностью директора театра.

Но однажды в прекрасно слаженный коллектив единомышленников просачивается слух о неэтичном поступке директора по отношению к худруку. Долгие десятилетия отчуждения. Лишь много лет спустя прозвучит истинное объяснение того разговора в райкоме, из-за которого разгорелся весь сыр-бор. Впоследствии почти каждое достижение мастера будет сопровождаться провалами в болезнь. Его скрутят еще несколько инфарктов. Будут и другие трещины организма: так трескается асфальт при внезапных морозах.

И уже совсем недавно сваливаются на руководителей МХТ какие-то обвинения, связанные не то с отмыванием, не то с исчезновением денег. Расследование тянется до сих пор, хотя имя Олега Павловича в нем уже не фигурирует.

Фанатизм профессионала, энергетика и дар сценического перевоплощения преодолевают недуги. Вера в необходимость при жизни создать некий «театральный комплекс» вокруг МХТ и «Табакерки» поддерживает азарт О.П.

В конце 1970-х он собирает студентов ГИТИСа, ставших впоследствии «Табакеркой». С 2001 года, когда Табаков возглавит Художественный театр (он - не только худрук, но и директор), - усердно займется болезненной «перезагрузкой» внутренней жизни театра.

Пик новаций худрука Табакова - приход в МХТ новых актеров (какие лица он вернул с телеэкрана на сцену!) и приглашение на постановки режиссеров и драматургов «новой волны». Они склонны к эпатирующим экспериментам, вызывая шквал неодобрения общественности и торжество молодого зрителя. К спектаклям М. Карбаускиса, К. Серебренникова, Н. Чусовой, М. Брусникиной, Ю. Бутусова Табаков относится по-отечески, предоставляя им полную свободу самовыражаться.

Его любят актеры: стоит лишь услышать, как соловьями разливаются о Табакове знаменитые ученики: Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Безруков, Евдокия Германова и другие…

Менялась и личная жизнь О.П. Любимая ученица Школы-студии МХАТ Марина Зудина стала женой и союзницей артиста, у него появились младшие дети - в 60 лет и 72 года. Думаю, что и это счастье в семье далось артисту непросто. Хвост сплетен и зависти сопровождал, по его признанию, его долгий роман с Мариной Зудиной.

Как-то я спросила: «Что значит быть мужем молодой красивой актрисы?»

Отшутился: «То и значит - быть мужем молодой красивой актрисы».

На вопрос: «При каких обстоятельствах он может изменить долгу во имя чувства?»  - ответил: «Только все сметающее чувство любви. Все остальное выполняю свято».

Необыкновенная привязанность к своим ученикам сплетается с отеческой гордостью за детей и внуков (сегодня это, быть может, ахиллесова пята, казалось бы, невозмутимо устойчивой фигуры О.П.).

О.П. - человек верный. Он не раздает бездумных обещаний. В его мозг вмонтирован компьютер, мгновенно просчитывающий при разговоре с собеседником все за и против. Он может быть жесток и прямолинеен в отказе, если полагает, что к нему пришли с корыстной целью. Нужничество в театре не приветствуется. Но если Олег возьмет на себя груз чьих-то проблем - никогда не подведет. Он полагает, что достоинство и самоуважение цементируют взаимоотношения как с властью, так и с противниками его идей.

Он держится вне большой политики, не заметила, чтобы участвовал в  политических дебатах, отказывается от предложенных должностей. Его вполне устраивает пьедестал художника, которым гордится время.

Не раз мне лично довелось испытать способность О.П. поступиться временем и комфортом, чтобы броситься на выручку.

1995 год. Фонд и премия «Триумф» (в жюри которой вошел О.П. Табаков) учреждает свой фестиваль «Праздничная карусель». Первая проба гастролей в городе Тольятти. На афишах имена участников: В. Спивакова, А. Вознесенского, Н.Ананиашвили,И.Чуриковой, А. Демидовой, О. Меньшикова…

Фестиваль открывает авторский вечер Михаила Жванецкого. Не представляется возможным описать реакцию горожан на приезд сатирика. Уже накануне гуляли по улицам остроты Михал Михалыча. Переаншлаг во Дворце культуры (больше 2000 зрителей) грозил катастрофой.

Утром в номере гостиницы раздается звонок Михаила Михайловича.

- Увы, приехать не смогу, врачи запретили выступать. Ужасно расстроен. Извините, Зоя, придется вечер перенести.

Застываю у телефона. Перед глазами  - разъяренные зрители, читающие объявление о срыве вечера.

Не сплю, пытаясь найти выход, думаю, кем заменить в этот вечер М.М., чтобы билеты не сдали и надежды на успех нашего фестиваля не рухнули.

И тут меня осеняет: Табаков! Если бы согласится О.П. - не был бы сдан ни единый билет. Но как за сутки до события найти Табакова, перегруженного и востребованного по горло?

На счастье, застаю О.П. дома, рассказываю про Жванецкого.

- Спасай, Олег, выступи завтра вместо него.

Короткая пауза.

- Конечно бы, выступил, но, понимаешь, у меня ночная съемка на «Мосфильме». Там же куча артистов заняты, не я один… Увы, не получится.

- Понимаю, - говорю, уныло вешая трубку.

…Он перезвонил в 6 утра:

- Зойк, мне удалось перенести съемку на раннее утро. Только одно: пусть твои ребята отправят меня последним рейсом в Москву.

После того памятного вечера, когда Табаков блистал в десятках ролей, импровизируя в ответах, а на экране крупным планом плыли фрагменты его фильмов, зал провожал его стоя, оглушительные аплодисменты длились более получаса.

Новоявленный фестиваль «Праздничная карусель» получил знак качества, сохраняющийся до сих пор.

Подобных поступков Олега Павловича в моей жизни было несколько.

Последний - когда Табаков был приглашен на 70-летний юбилей Андрея Вознесенского.

И опять преследовала невезуха.

В канун торжества Табаков позвонил и маловнятно стал объяснять, что через день у него в театре премьера «Конька-Горбунка», что декорации застряли в пути на несколько дней. Артистам предстоит репетировать всю ночь, обживая новое пространство спектакля. Конечно же, в этой ситуации он не может приехать на юбилей Андрея в Театр П.Фоменко, очень огорчен, просит передать поздравления поэту.

Но тем майским утром он перезвонил:

- Если ваши устроители выпустят меня на сцену ровно в 21.00, я прочитаю какое-то одно новое стихотворение Андрея. У меня будет полчаса, пока наши на репетиции перекусывают, вышли мне текст сейчас.

Я отправила ему только что написанную «Боль», которую Олег Павлович прочитал в тот вечер с такой душевной теплотой и прон-зительным состраданием, что зритель не сразу нарушил повисшую надолго тишину.

…Поэтический сборник Вознесенского «Ямбы и блямбы» открывает стихотворение «Боль», которое он посвятил О.П. Табакову.

Сегодня, размышляя о судьбе редкостного художника Олега Табакова, неожиданно понимаешь, что в Отечестве нашем, разорванном на куски противостоянием, равнодушием, когда личностное бесправие, жажда наживы, стяжательство разъедают когда-то могучее тело великой страны, роль Собирателя, строителя - не менее важна, чем исключительный талант.

Собиратель - это тот, кто строит памятник, трудно разрушаемый временем.

Дай Бог тебе, Олег Павлович, многих лет строительства. И актерского счастья.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera