Ребенку помогает другая форма жизни

Этот материал вышел в The New York Times (20.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Грудные дети не могут переварить значительную часть женского молока. Похоже, что эта часть и не предназначена для детского питания. Вместо этого оно влияет на бактериальный состав в кишечнике младенца. Трое исследователей из...

Трое исследователей из Калифорнийского университета в Дэвисе ? Брюс Герман, Карлито Лебрилья и Дэвид Миллз ? занимаются изучением подробностей трехсторонних взаимоотношений между матерью, ребенком и микробами в его кишечнике. Им и их коллегам удалось обнаружить, что отдельный бактериальный штамм, подвид Bifidobacterium longum, обладает набором генов, который позволяет ему размножаться при взаимодействии с неперевариваемыми компонентами грудного молока.

«Мы были поражены тем, сколько в молоке материала, который не может усваиваться младенцем, ? рассказывает доктор Герман. ? Когда мы обнаружили, что он стимулирует рост определенных бактерий, мы поняли гениальность стратегии ? матери «нанимают» другую форму жизни, чтобы она помогала их ребенку».

Предполагается, что младенцы получают особый штамм бифидобактерий от своих матерей, но, как это ни странно, у взрослых его пока не обнаружили. Неусваиваемое вещество, которое способствует росту бифидобактерий, ? это набор сложных сахаров, получаемых из лактозы, основного компонента молока. Сложные сахара состоят из молекулы лактозы, к которой присоединяются цепи других сахаров. В человеческом геноме нет генов, необходимых для расщепления сложных сахаров, но, как пишут ученые в отчете о ходе своей работы, опубликованном в «Трудах Национальной академии наук» 3 августа, у подвида бифидобактерий они есть.

Долгое время было принято считать, что у сложных сахаров нет биологического значения, хотя они и составляют до 21% молока. Они не только способствуют росту штамма бифидобактерий, но и выступают в роли ловушек для вредных бактерий, которые могут атаковать кишечник младенца.

Сахара очень похожи на те, которые находятся на поверхности клеток человека, и создаются в материнской груди теми же ферментами. Многие токсичные бактерии и вирусы цепляются к человеческим клеткам, соединяясь с сахарами на их поверхности. Но вместо этого они соединяются с сахарами в молоке. «Мы думаем, что матери развили систему, при которой всякая гадость просто проходит через ребенка насквозь», ? говорит доктор Миллз.

Доктор Герман называет молоко «поразительным результатом эволюции», который тщательно формировался в процессе естественного отбора, так как молоко критически важно для выживания как матери, так и ребенка.

«За все, что есть в молоке, матери приходится платить ? она в буквальном смысле растворяет собственные ткани, чтобы его получать», ? говорит он. Младенец рождается в мире, полном опасных микробов, с неразвитой иммунной системой и без едкой желудочной кислоты, убивающей большинство бактерий у взрослых.

Доктор Герман и его коллеги занимаются «деконструкцией» молока. Они считают, что эта жидкость формировалась в течение 200 миллионов лет эволюции млекопитающих и может дать множество знаний о том, как лучше всего кормить и защищать тело человека. Хотя само молоко создавалось для младенцев, его уроки могут пригодиться и для взрослых.

Сложные сахара, к примеру, определенно являются способом влиять на микрофлору кишечника, так что в принципе могут применяться для помощи младенцам, рожденным преждевременно или путем кесарева сечения, которые не сразу получают штамм бифидобактерий.

У белков в молоке тоже свои, особые роли. Один из них, альфа-лактальбумин, может атаковать опухолевые и зараженные вирусами клетки, возвращая им способность к программируемой клеточной смерти. Этот белок, который набирается, когда ребенка отнимают от груди, также является сигналом для груди вернуться в нормальное состояние.

Подобные открытия дают исследователям уверенность, что каждый компонент молока, скорее всего, имеет особую роль.

«Все, что в нем есть, имеет свою цель, хотя какую именно, мы пока только выясняем, ? говорит доктор Миллз. ? Так что, ради бога, кормите детей грудью».