Ребенку помогает другая форма жизни

Этот материал вышел в The New York Times (20.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Грудные дети не могут переварить значительную часть женского молока. Похоже, что эта часть и не предназначена для детского питания. Вместо этого оно влияет на бактериальный состав в кишечнике младенца. Трое исследователей из...

Трое исследователей из Калифорнийского университета в Дэвисе ? Брюс Герман, Карлито Лебрилья и Дэвид Миллз ? занимаются изучением подробностей трехсторонних взаимоотношений между матерью, ребенком и микробами в его кишечнике. Им и их коллегам удалось обнаружить, что отдельный бактериальный штамм, подвид Bifidobacterium longum, обладает набором генов, который позволяет ему размножаться при взаимодействии с неперевариваемыми компонентами грудного молока.

«Мы были поражены тем, сколько в молоке материала, который не может усваиваться младенцем, ? рассказывает доктор Герман. ? Когда мы обнаружили, что он стимулирует рост определенных бактерий, мы поняли гениальность стратегии ? матери «нанимают» другую форму жизни, чтобы она помогала их ребенку».

Предполагается, что младенцы получают особый штамм бифидобактерий от своих матерей, но, как это ни странно, у взрослых его пока не обнаружили. Неусваиваемое вещество, которое способствует росту бифидобактерий, ? это набор сложных сахаров, получаемых из лактозы, основного компонента молока. Сложные сахара состоят из молекулы лактозы, к которой присоединяются цепи других сахаров. В человеческом геноме нет генов, необходимых для расщепления сложных сахаров, но, как пишут ученые в отчете о ходе своей работы, опубликованном в «Трудах Национальной академии наук» 3 августа, у подвида бифидобактерий они есть.

Долгое время было принято считать, что у сложных сахаров нет биологического значения, хотя они и составляют до 21% молока. Они не только способствуют росту штамма бифидобактерий, но и выступают в роли ловушек для вредных бактерий, которые могут атаковать кишечник младенца.

Сахара очень похожи на те, которые находятся на поверхности клеток человека, и создаются в материнской груди теми же ферментами. Многие токсичные бактерии и вирусы цепляются к человеческим клеткам, соединяясь с сахарами на их поверхности. Но вместо этого они соединяются с сахарами в молоке. «Мы думаем, что матери развили систему, при которой всякая гадость просто проходит через ребенка насквозь», ? говорит доктор Миллз.

Доктор Герман называет молоко «поразительным результатом эволюции», который тщательно формировался в процессе естественного отбора, так как молоко критически важно для выживания как матери, так и ребенка.

«За все, что есть в молоке, матери приходится платить ? она в буквальном смысле растворяет собственные ткани, чтобы его получать», ? говорит он. Младенец рождается в мире, полном опасных микробов, с неразвитой иммунной системой и без едкой желудочной кислоты, убивающей большинство бактерий у взрослых.

Доктор Герман и его коллеги занимаются «деконструкцией» молока. Они считают, что эта жидкость формировалась в течение 200 миллионов лет эволюции млекопитающих и может дать множество знаний о том, как лучше всего кормить и защищать тело человека. Хотя само молоко создавалось для младенцев, его уроки могут пригодиться и для взрослых.

Сложные сахара, к примеру, определенно являются способом влиять на микрофлору кишечника, так что в принципе могут применяться для помощи младенцам, рожденным преждевременно или путем кесарева сечения, которые не сразу получают штамм бифидобактерий.

У белков в молоке тоже свои, особые роли. Один из них, альфа-лактальбумин, может атаковать опухолевые и зараженные вирусами клетки, возвращая им способность к программируемой клеточной смерти. Этот белок, который набирается, когда ребенка отнимают от груди, также является сигналом для груди вернуться в нормальное состояние.

Подобные открытия дают исследователям уверенность, что каждый компонент молока, скорее всего, имеет особую роль.

«Все, что в нем есть, имеет свою цель, хотя какую именно, мы пока только выясняем, ? говорит доктор Миллз. ? Так что, ради бога, кормите детей грудью».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Стать соучастником