СюжетыПолитика

Неслучайная бестактность

Строительство исламского центра рядом с Ground Zero — продолжение войны другими средствами

Этот материал вышел в номере № 92 от 23 августа 2010 г.
Читать
Одно лишь название этого проекта шлет совершенно конкретный сигнал любому, кто хотя бы минимально знаком с историей ислама. «Кордова» — таково предполагаемое имя многопрофильного исламского центра в Нью-Йорке. Имам Фейсал Абдель Рауф...

Одно лишь название этого проекта шлет совершенно конкретный сигнал любому, кто хотя бы минимально знаком с историей ислама. «Кордова» — таково предполагаемое имя многопрофильного исламского центра в Нью-Йорке. Имам Фейсал Абдель Рауф планирует при помощи спонсоров возвести его в двух шагах от места, известного всему миру под английским названием — Ground Zero («Нулевая отметка», «Эпицентр»).

Здесь до 11 сентября 2001 года стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра, уничтоженного исламистами-смертниками. Кордовский эмират, а затем халифат существовал с 756 по 1031 год на территории нынешних Испании и Португалии. Он до сих пор — один из самых значительных для мусульман символов победы над христианским миром, Западом вообще. Проектируемое многоэтажное здание, в котором мечеть станет одним из элементов, должно быть построено на месте обветшавшего дома. Земельный участок — част-ная собственность. Разрешения инстанций получены. Формально — никаких проблем. Фактически же дискуссия вокруг, казалось бы, сугубо местного, нью-йоркского, вопроса превратилась в общенациональную проблему. И совершенно не случайно.

Вначале оказались задеты чувства родственников тех, кто погиб 11 сентября. Что бы ни говорили представители мусульманской общины и апологеты политкорректности об исламе как «религии мира», теракт был совершен во имя ислама. Но многочисленные предложения, в том числе и от губернатора штата Нью-Йорк, найти под строительство другой участок, встречали непреклонное «нет» Фейсала Абдель Рауфа. И эта подозрительная неуступчивость заставила американское общество взглянуть на ситуацию более пристально. Дискуссия перешла на принципиально новый уровень.

В сущности, сегодня обсуждается уже не строительство центра «Кордова», а вопрос о том, что такое Америка и что значит быть американцем. Многие не без основания видят в этом споре противостояние двух Америк — элиты Восточного и Западного побережий США и остальной страны. Первая Америка — космополитическая, нерелигиозная. Она верит в бюрократизированное «социальное государство» образца ЕС, недолюбливает людей в военной форме и Израиль, большой бизнес и христианство. Она страдает комплексом вины по поводу «преступлений американского империализма в Азии и Африке» и проецирует его на конфликт вокруг центра «Кордова». Эта Америка готова отстаивать исключительно букву закона, потому что тогда можно избежать неприятного для нее разговора о тех ценностях, на которых строится и которыми живет страна.

Так поступает мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Для него скандал — «испытание принципа свободы вероисповедания», а те, кто выступают против строительства, — «фанатики». Барак Обама решил вмешаться в дискуссию, но только усугубил конфликт. Сначала он высказался в пользу законного права строителей центра «исповедовать мусульманскую веру», хотя это право никто сомнению не подвергает. А на следующий день, когда стало ясно, что даже демократы в шоке от сказанного, дал задний ход. Теперь Обама говорит, что имел в виду абстрактные принципы, а не конкретную ситуацию — как будто он не политический лидер, а профессор-правовед.

Вторая Америка много работает и мало путешествует по миру, надеется прежде всего на свои силы, уважает себя и соседей по улице и ждет своих сыновей и мужей из Ирака и Афганистана. Эта Америка (христианская, иудейская и все чаще мусульманская) убеждена: слова «In God We Trust» на банкнотах и общественных зданиях — не просто дань устаревшей традиции, а символ веры — в самом широком смысле слова. Эта Америка вовсе не против свободы слова. (К примеру, Фейсал Абдель Рауф продолжает раздавать интервью, в которых отказывается осудить терроризм и организации типа ХАМАС.) Она не против свободы вероисповедания и потому не требует снести мечеть, многие годы стоящую в полукилометре от места трагедии. И нет ни одного оппонента центра «Кордова», который бы в принципе возражал против его строительства. Собственно, центр можно построить в любом месте, кроме нескольких гектаров вокруг Ground Zero. Потому что — и здесь вторая Америка непреклонна — 11 сентября было символическим актом войны радикального ислама против нее самой, да и всей западной цивилизации, цивилизации Ветхого и Нового Завета.

Война эта еще долго не закончится. Строительство исламского центра рядом с Ground Zero — не случайная бестактность (тогда ее было бы очень легко исправить), а осознанная провокация, продолжение этой войны другими средствами. Если бы строители центра исповедовали те же ценности, что и большинство их сограждан, они бы поняли, почему миллионы американцев, демократов и республиканцев, почувствовали себя оскорбленными.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow