Сюжеты

Интернет мертв?

Электронная почта, блоги и Facebook скоро уйдут

Этот материал вышел в The New York Times (27.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Жизнь в террариуме средств массовой коммуникации, похоже, становится все опаснее и опаснее. Предсказания неминуемой смерти поступают со всех сторон. Знатоки цифрового мира пророчат: телефонные звонки, электронная почта, блоги и Facebook...

Жизнь в террариуме средств массовой коммуникации, похоже, становится все опаснее и опаснее. Предсказания неминуемой смерти поступают со всех сторон. Знатоки цифрового мира пророчат: телефонные звонки, электронная почта, блоги и Facebook скоро перейдут в мир иной. «Интернет мертв», — объявил в августовском номере журнал Wired.

Но главным правилом в среде обитания информации всегда было стремление к эволюции, а не к вымиранию. Когда появляются новые информационные хищники, другие виды, как правило, приспосабливаются, а не исчезают. Об этом нам говорит как история, так и ведущие теоретики средств коммуникации вроде Маршалла Маклюэна и Нила Постмана. Например, считалось, что телевидение угрожает радио и кино, но оба они приспособились и выжили.

И все же хотя эволюционная модель остается прежней, современная медийная среда имеет ряд фундаментальных отличий от прошлого, говорят эксперты.

Уберите преувеличения про «неминуемую смерть», свойственные журналистским заголовками, говорят они, и вы увидите комментарии о влиянии растущей скорости перемен и появившихся технологических новинок на средства массовой коммуникации в эпоху Интернета. Результатом этих перемен стал рост количества цифровых форм передачи информации и быстро меняющиеся способы ее потребления.

Эволюция происходит быстрее, чем когда-либо, открывая перед нами новые и зачастую непредсказуемые перспективы. «В переменах произошла качественная перемена», — говорит доцент Университета Фордхэм и президент исследовательской организации Media Ecology Association Джанет Стернберг.

Например, возникают социальные сети (Facebook, Twitter, Tumblr, Foursquare и др.), сочетающие в себе передачу и распространение информации с неограниченной свободой самовыражения. Новые многофункциональные цифровые устройства — будь то смартфоны на платформе iPhone или Android, плееры iPod или планшеты iPad — поощряют стремление к инновациям и экспериментам.

Люди адаптируются к переменам. Первокурсники в университетах не носят часов, время они определяют по мобильным телефонам, и редко пользуются электронной почтой, отмечается в исследовании Beloit College Mindset List. (Это ежегодное издание, созданное двумя преподавателями Колледжа Беллуа, пытается описать поведение и мировосприятие новых студентов.) Вместо и-мейла молодые люди предпочитают общаться в социальных сетях или через SMS-сообщения, на которые их друзья обычно отвечают быстрее.

Американцы меньше стали говорить по мобильному телефону. Согласно статистике, их разговоры становятся короче. Частично это отражает перемены в использовании мобильных телефонов, которые теперь выступают в роли мобильных компьютеров для обмена текстовыми сообщениями. Но, как говорят эксперты, это также указывает на перемены в этикете. Люди все чаще пользуются SMS-сообщениями и электронной почтой, чтобы договориться о телефонном звонке, вовремя обсуждают более сложные и важные вопросы.

В блогосфере царит запустение. Но это опять-таки является признаком адаптивного поведения. «В большой степени личные блоги заводились для общения, которое теперь ведется в социальных сетях вроде Facebook, — говорит ведущий исследователь нью-йоркской аналитической фирмы Morningside Analytics Джон Келли. — В то же время профессиональные блоги, предназначенные для широкой публики и посвященные темам вроде политики и новостей, процветают».

Широкое распространение мобильных медиаустройств, будь то смартфоны, iPad или букридеры, привело к появлению специальных приложений, облегчающих чтение текста и просмотр видео на маленьких экранах. Пользователи получают доступ к этой информации не через веб-браузер вроде Internet Explorer или Firefox (об этом и пишет Wired в статье «Интернет мертв»), но книги, журналы и фильмы, которые люди смотрят, например, на iPad, все равно скачиваются из Интернета. Да и сам журнал Wired добавил к своей статье подзаголовок «Да здравствует Интернет!». В случае с предсказанной смертью Facebook речь тоже идет о том, что это беспорядочный и захламленный веб-сайт, а мобильные устройства требуют элегантных, простых дизайнов.

Адаптивные инновации и эксперименты, говорят эксперты, типичны для периодов быстрых перемен.

«Мы наблюдаем за крупнейшей чашкой Петри в сфере коммуникаций за последние четыре века», — отмечает приглашенный преподаватель Стэнфордского университета в Калифорнии Пол Саффо.

Эволюция в сфере коммуникаций, конечно, не обходится без жертв. Но чаще жертвами оказываются способы распространения и хранения информации. Фотопленка ушла в прошлое, но люди фотографируют больше, чем когда-либо. CD-диски больше не являются главным способом хранения музыки, которая все чаще распространяется через Интернет. «Книги, журналы и газеты — следующие на очереди, — прогнозирует основатель лаборатории средств коммуникации Массачусетского технологического института Николас Негропонте. — Текст никуда не денется, чтение тоже. Бумага исчезнет».

Но к переменам ведет не только технология. В ходе эволюции культурные предпочтения иногда приводят к неожиданным результатам. Казалось, грампластинки и проигрыватели практически вымерли, но аудиофилы не допустили их смерти, а диджеи, создавая новые звуки и ритмы, дали им вторую жизнь — искусство тёрнтаблизма. В наши дни аналоговые устройства зачастую подсоединяют к компьютерам для монтажа.

«Никто не мог этого предсказать — иногда случаются неожиданные вещи, — говорит историк средств коммуникаций из Нью-Йоркского университета Лиза Гительман. — Если посмотреть на то, как эволюционируют медиа, видно, что единого пути развития нет».

В 50-х годах появление телевидения стало проблемой для радио и кино. Теперь традиционные СМИ столкнулись с проблемой того, как приспособиться к Интернету. Проблема не в самой технологии, а в том, как она повлияла на способы потребления информации. Возможно, люди и не способны сосредоточиться больше чем на одной когнитивной задаче единовременно, говорят эксперты. Но это не мешает им одновременно смотреть телевизор и читать статьи в Интернете или отвечать на SMS-сообщения.

«Потребители все лучше умеют взаимодействовать с двумя-тремя видами информации одновременно», — говорит глава медиаподразделения крупнейшей компании по анализу рынка Nielsen Стив Хаскер.

Устойчивость внимания тоже развивается и ухудшается. «Мне очень нравится iPad, — признается Негропонте, — но я практически разучился читать длинные тексты, так как постоянно испытываю желание проверять почту, искать значение слов и просто кликать дальше».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera