Сюжеты

Ученые читают мысли по глазам

Можно ли понять, как ребенок познает мир?

Этот материал вышел в The New York Times (27.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На голове у каждого из малышей укреплено по две камеры, на спине — рюкзачок с беспроводным передатчиком. Можно подумать, что по комнате ползают и бегают не дети, а миниатюрные киборги. Одна из камер направлена на правый глаз ребенка,...

На голове у каждого из малышей укреплено по две камеры, на спине — рюкзачок с беспроводным передатчиком. Можно подумать, что по комнате ползают и бегают не дети, а миниатюрные киборги.

Одна из камер направлена на правый глаз ребенка, другая нацелена вперед, изображение с обеих камер проецируется на установленный неподалеку монитор. Перекрестие красных линий на совмещенном изображении обозначает объект, на который в данный момент смотрит ребенок.

С помощью такой системы ученые исследуют, как именно ребенок смотрит на мир, познавая и осваивая его. Дети в возрасте от пяти месяцев и старше играют на оборудованной в лаборатории площадке, где есть наклонные деревянные поверхности, камни, ступеньки и т.п. Для усложнения задачи на детей иногда надевают ботинки со скользкой тефлоновой подошвой или жилеты с грузами.

Ученые хотят выяснить, каким образом один ребенок побуждает другого к взаимодействию, как дети согласовывают взгляд с движениями рук, чтобы преодолеть препятствие или манипулировать объектом, и как они приспосабливаются к новым условиям, таким как, к примеру, скользкая обувь.

Полученные результаты позволяют предположить, что дети значительно лучше, чем считалось, понимают то, что видят, и принимают соответствующие решения.

«Зачастую они получают всю необходимую информацию, обменявшись взглядом с матерью, либо коротко взглянув на препятствие, — рассказывает Джон Фрэнчек, работающий над докторской диссертацией по психологии развития в Нью-Йоркском университете. — Они демонстрируют поразительную эффективность».

Может показаться, что процесс зрения совсем не требует от нас затрат энергии. На самом деле, как рассказала коллега Джона Фрэнка Карен Адолф, наши глаза совершают от двух до четырех движений каждую секунду, а всего за день, рассматривая объекты, мы совершаем глазами около 150 тысяч движений. «Зрение — это не пассивный процесс, — продолжает Карен Адолф. — Мы активно координируем движения наших глаз с движениями тела и рук».

В компактных регистраторах движений глаз, которые используют Карен Адолф, Джон Фрэнчек и их коллеги, применяются устройства, разработанные нью-йоркской компанией Positive Science по заказу исследовательской лаборатории ВМФ США. Изначально такие регистраторы были предназначены для экспериментов, призванных определить, каким образом глаз солдата выявляет на поле боя замаскированные цели. Чтобы приспособить эти регистраторы для экспериментов с детьми, основатель Positive Science Джейсон Бэбкок оснастил их мягкими креплениями, эластичными крышками и липучками. В сумме весь прибор весит всего 45,36 грамма.

«Прелесть эксперимента в том, что мы видим, о чем думает ребенок, когда ведет себя естественным образом, — говорит сотрудница Техасского университета в Остине, специалист по психологии восприятия, Мэри Хейхоу. — Поскольку то, на что ребенок смотрит, связано с тем, чем он в этот момент занят, регистрация движений глаз позволяет прочесть, что в это мгновение происходит в его голове».

В эксперименте приняли участие шестеро 14-месячных детей, которые носились по комнате, заполненной самыми разными игрушками: яркими цветными мячиками, мягкими куклами, машинками и т.п. Ученые установили, что примерно в четверти случаев дети избегали столкновений с предметами, не фокусируя на них взгляд.

«Взрослый человек внимательно смотрит на препятствие лишь в 30% случаев, а дети в возрасте от 4 до 8 лет — в 60% случаев. Но поразительнее всего то, что совсем маленькие дети уже могут маневрировать между препятствиями, почти не глядя на них», — сказал Джон Фрэнчек.

Можно сказать, что первый эксперимент лишь раззадорил ученых, дав им почувствовать, какие возможности для исследований открывает применение регистраторов движений глаз. Например, как рассказала доктор Хейхоу, если удастся установить, в каком возрасте дети начинают смотреть на землю, когда кто-то роняет предмет, станет понятно, в каком возрасте ребенок совершает важнейший шаг в своем когнитивном развитии, то есть начинает понимать связь между действием и его последствием.

«Полученные нами данные показывают, что ребенку не требуется долго разглядывать объект или человека, чтобы получить необходимую информацию, — говорит специалист по психологии развития из Тулейнского университета Джеффри Локмен. — Исходя из этого, можно судить о том, сколько информации ребенку необходимо и как быстро он способен ее обрабатывать».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera