Сюжеты

Тайные технологии и корабли прошлого

Лазеры и рентгеноскопия помогают раскрыть секреты мастеров XIX века

Этот материал вышел в The New York Times (27.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Мастера, строившие деревянные корабли, унесли с собой секреты своего мастерства. Давно уже нет ни верфей, ни чертежей, ни моделей. Остался лишь «Чарльз Морган» — единственное в мире уцелевшее деревянное китобойное судно, сошедшее со...

Мастера, строившие деревянные  корабли, унесли с собой секреты своего мастерства. Давно уже нет ни верфей, ни чертежей, ни моделей.

Остался лишь «Чарльз Морган» — единственное в мире уцелевшее деревянное китобойное судно, сошедшее со стапеля в 1841 году. Сейчас реставраторы осуществляют проект превращения этого музейного экспоната в действующий корабль, способный вновь бороздить моря. Стоимость работ — $10 млн. Реставраторы рассчитывают, что после более чем векового простоя судно вновь отправится в плавание.

«Чарльз Морган» был построен в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс, некогда мировой столице китобойного промысла. Почти 80 лет судно бороздило океаны в поисках морских гигантов, благополучно выходя из пожаров, стычек с дикарями-людоедами, встреч с арктическими льдами и рейдерскими кораблями южан во время Гражданской войны. Корабль возвращался в порт с полными трюмами китового жира, который использовался для освещения улиц и жилищ. Другой ценной добычей являлся китовый ус — роговидный материал, добывавшийся из пастей некоторых видов китов и шедший на изготовление извозчичьих кнутов и дамских корсетов. В 1941 году, когда судну исполнилось сто лет, оно было отбуксировано в порт Мистик и превращено в музей, а в 1966 году получило статус исторической достопримечательности национального значения.

Теперь специалисты изучают и реставрируют старинный корабль, применяя все современные технологии. Для изучения особенностей конструкции судна и оценки их состояния используются лазеры, портативные рентгеновские аппараты, компьютеры, видеокамеры и магнитофоны, с которыми работают эксперты-криминалисты, историки и художники-графики. Проект, стартовавший в 2008 году, должен привести к созданию подробного каталога изображений, из которых будет понятно, как именно были изготовлены и где именно находились тысячи планок, ребер, брусьев, гвоздей, балок, деревянных нагелей и других деталей конструкции корабля, каждая из которых имела жизненно важное значение.

В поисках скрепляющих бревна бронзовых гвоздей специалисты просвечивают рентгеновскими лучами киль судна. При помощи лазера обследуют все элементы конструкции корабля и составляют их электронный каталог. На полученном при помощи лазерного сканирования изображении судна длиной 34,7 м и шириной 8,5 м отражены все детали размером свыше 3 мм. Результаты работы впечатляют.

«Когда мы закончим, это судно будет крепче, чем когда оно в последний раз выходило в море, — уверен директор местной судоверфи Квентин Снидайкер. — Оно у нас еще поплавает!»

Несмотря на то, что в проекте задействована самая современная техника, сам он обращен в прошлое. «Чарльз Морган» — последний из 2700 американских китобойных судов, моряки нанесли на карту очертания молодой страны и обеспечили развитие ее экономики.

«Сегодня мало кто представляет себе размах этого промысла, — говорит сотрудник порта Мистик Мэтью Стэкпоул. — Именно китобойный флот положил начало присутствию США во всем мире».

«Чарльз Морган» был построен на верфи, принадлежавшей Джетро и Захарии Хиллманам, и назван в честь своего первого владельца, филадельфийского квакера Чарльза Уолна Моргана. В том же 1841 году, когда «Чарльз Морган» впервые вышел в море, из порта Нью-Бедфорд отправилось в плавание и другое судно, одним из членов команды которого был молодой писатель по имени Герман Мелвилл, впоследствии автор романа «Моби Дик».

Всего «Чарльз Морган» совершил 37 плаваний, проделав самый длинный маршрут в истории американского китобойного флота. За несколько десятилетий гарпунщики судна добыли более 2500 китов, из туш которых было вытоплено более 50 тысяч бочек китового жира. У одного из отдаленных островов южной части Тихого океана команде корабля пришлось отстреливаться от флотилии каноэ, полных людоедов.

Если все будет идти по плану, то восстановленное судно получит новую парусную оснастку в 2012 году. А в начале лета 2013 года китобойное судно отойдет от гранитного причала и вновь подставит свои паруса попутному ветру. В планах реставраторов плавание по памятным местам китобойного промысла в Новой Англии.

«Это последний подобный корабль, — говорит Мэтью Стэкпоул. — Мы хотим видеть его живым судном, а не пыльным музейным экспонатом».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera