Сюжеты

Тайные технологии и корабли прошлого

Лазеры и рентгеноскопия помогают раскрыть секреты мастеров XIX века

Этот материал вышел в The New York Times (27.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Мастера, строившие деревянные корабли, унесли с собой секреты своего мастерства. Давно уже нет ни верфей, ни чертежей, ни моделей. Остался лишь «Чарльз Морган» — единственное в мире уцелевшее деревянное китобойное судно, сошедшее со...

Мастера, строившие деревянные  корабли, унесли с собой секреты своего мастерства. Давно уже нет ни верфей, ни чертежей, ни моделей.

Остался лишь «Чарльз Морган» — единственное в мире уцелевшее деревянное китобойное судно, сошедшее со стапеля в 1841 году. Сейчас реставраторы осуществляют проект превращения этого музейного экспоната в действующий корабль, способный вновь бороздить моря. Стоимость работ — $10 млн. Реставраторы рассчитывают, что после более чем векового простоя судно вновь отправится в плавание.

«Чарльз Морган» был построен в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс, некогда мировой столице китобойного промысла. Почти 80 лет судно бороздило океаны в поисках морских гигантов, благополучно выходя из пожаров, стычек с дикарями-людоедами, встреч с арктическими льдами и рейдерскими кораблями южан во время Гражданской войны. Корабль возвращался в порт с полными трюмами китового жира, который использовался для освещения улиц и жилищ. Другой ценной добычей являлся китовый ус — роговидный материал, добывавшийся из пастей некоторых видов китов и шедший на изготовление извозчичьих кнутов и дамских корсетов. В 1941 году, когда судну исполнилось сто лет, оно было отбуксировано в порт Мистик и превращено в музей, а в 1966 году получило статус исторической достопримечательности национального значения.

Теперь специалисты изучают и реставрируют старинный корабль, применяя все современные технологии. Для изучения особенностей конструкции судна и оценки их состояния используются лазеры, портативные рентгеновские аппараты, компьютеры, видеокамеры и магнитофоны, с которыми работают эксперты-криминалисты, историки и художники-графики. Проект, стартовавший в 2008 году, должен привести к созданию подробного каталога изображений, из которых будет понятно, как именно были изготовлены и где именно находились тысячи планок, ребер, брусьев, гвоздей, балок, деревянных нагелей и других деталей конструкции корабля, каждая из которых имела жизненно важное значение.

В поисках скрепляющих бревна бронзовых гвоздей специалисты просвечивают рентгеновскими лучами киль судна. При помощи лазера обследуют все элементы конструкции корабля и составляют их электронный каталог. На полученном при помощи лазерного сканирования изображении судна длиной 34,7 м и шириной 8,5 м отражены все детали размером свыше 3 мм. Результаты работы впечатляют.

«Когда мы закончим, это судно будет крепче, чем когда оно в последний раз выходило в море, — уверен директор местной судоверфи Квентин Снидайкер. — Оно у нас еще поплавает!»

Несмотря на то, что в проекте задействована самая современная техника, сам он обращен в прошлое. «Чарльз Морган» — последний из 2700 американских китобойных судов, моряки нанесли на карту очертания молодой страны и обеспечили развитие ее экономики.

«Сегодня мало кто представляет себе размах этого промысла, — говорит сотрудник порта Мистик Мэтью Стэкпоул. — Именно китобойный флот положил начало присутствию США во всем мире».

«Чарльз Морган» был построен на верфи, принадлежавшей Джетро и Захарии Хиллманам, и назван в честь своего первого владельца, филадельфийского квакера Чарльза Уолна Моргана. В том же 1841 году, когда «Чарльз Морган» впервые вышел в море, из порта Нью-Бедфорд отправилось в плавание и другое судно, одним из членов команды которого был молодой писатель по имени Герман Мелвилл, впоследствии автор романа «Моби Дик».

Всего «Чарльз Морган» совершил 37 плаваний, проделав самый длинный маршрут в истории американского китобойного флота. За несколько десятилетий гарпунщики судна добыли более 2500 китов, из туш которых было вытоплено более 50 тысяч бочек китового жира. У одного из отдаленных островов южной части Тихого океана команде корабля пришлось отстреливаться от флотилии каноэ, полных людоедов.

Если все будет идти по плану, то восстановленное судно получит новую парусную оснастку в 2012 году. А в начале лета 2013 года китобойное судно отойдет от гранитного причала и вновь подставит свои паруса попутному ветру. В планах реставраторов плавание по памятным местам китобойного промысла в Новой Англии.

«Это последний подобный корабль, — говорит Мэтью Стэкпоул. — Мы хотим видеть его живым судном, а не пыльным музейным экспонатом».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera