Сюжеты

Риск в таблетках

На дорогах лекарства чреваты смертельным риском

Этот материал вышел в The New York Times (27.08.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Американцы употребляют все больше лекарств, но в отличие от алкоголя не существует закона, регулирующего допустимое содержание медицинских препаратов в крови во время управления автомобилем. Это все больше беспокоит полицейских по всей...

Американцы употребляют все больше лекарств, но в отличие от алкоголя не существует закона, регулирующего допустимое содержание медицинских препаратов в крови во время управления автомобилем. Это все больше беспокоит полицейских по всей стране.

Дело в том, что полиция не может предъявить обвинение водителю, находящемуся под воздействием законным образом прописанного ему лекарства.

«Как соблюсти баланс между тем, что некоторые люди должны принимать лекарства, прописанные им врачом, и необходимостью обеспечить безопасность остальных?» — задает вопрос старший юридический советник Национального центра дорожного законодательства Марк Нил.

Установить для водителей предельно допустимые уровни содержания медицинских препаратов сложно еще и потому, что химический состав лекарств делает их влияние на поведение гораздо менее предсказуемым, чем в случае алкоголя. Некоторые препараты остаются в организме в течение дней и даже недель.

«Все знают, что садиться за руль после употребления спиртного нельзя, — говорит Гил Керликовски, главный советник Обамы по вопросам политики в отношении лекарств и наркотиков. — Надо объяснить людям, что то же самое касается и лекарств».

Проблема нарастает настолько быстро, что в отдельных штатах полицейских уже учат, как определить признаки опасного воздействия медицинских препаратов и предлагают оснастить полицию приборами для более точного выявления водителей, которым нельзя позволить управлять автомобилем.

Точное количество водителей, управляющих автомобилями под воздействием разрешенных препаратов, не известно, по статистике, они приравниваются к вождению в пьяном виде. Но исследование, проведенное в 2007 году Национальным управлением безопасности на автострадах, в ходе которого были проверены 5900 водителей, показало, что не менее 16,3% из них управляли автомобилями, находясь под воздействием как разрешенных, так и запрещенных препаратов.

«Мы не хотим поднимать панику, — говорит Карликовски. — Но общество должно осознать масштаб угрозы. Управление автомобилем под воздействием разрешенных медицинских препаратов может привести к не менее трагическим последствиям, чем превышение допустимой дозы алкоголя, и водителю придется нести полную ответственность за свои действия».

По словам представителей полиции, каждый, кто управляет автомобилем под воздействием прописанных ему лекарств, рискует попасть за решетку, даже если он соблюдает все правила движения.

Так, в апреле 2008 года бывший врач из Висконсина, управлявший автомобилем Honda Accord, совершил столкновение, в результате которого погибли беременная водитель второй машины и ее десятилетняя дочь. В суде обвинение утверждало, что анализ крови бывшего врача выявил большое содержание в ней гремучей смеси из снотворного Ambien, успокоительного Xanax и анестезирующего лекарства на основе опиатов Oxycodone. Водитель был приговорен к 30 годам тюремного заключения.

Обвиняемые нередко утверждают, что они не знали о том, что принятое ими лекарство влияет на способность управлять автомобилем. По мнению прокуратуры, этот аргумент мог бы быть заведомо дезавуирован в том случае, если бы на все упаковки с лекарством в обязательном порядке наносилось соответствующее предупреждение.

«Стали бы вы в таком состоянии, например, валить дерево бензопилой? — говорит помощник шерифа графства Кэлверт в штате Мэриленд, подполковник Томас Хейл. — Почему же тогда вы решаете сесть за руль?»

В основном в случаях судебных разбирательств по обвинению в управлении автомобилем под воздействием медицинских препаратов обвинение полагается на показания «экспертов по распознаванию интоксикации», то есть полицейских, прошедших специальное обучение и умеющих распознавать признаки того, что водитель неспособен управлять автомобилем. Но в США такое обучение прошли лишь 7000 полицейских.

Присяжные обычно не склонны признавать виновными тех, кто управлял автомобилем под воздействием лекарств. Исключение составляют лишь наиболее вопиющие случаи, считает генеральный прокурор штата Мэриленд Даглас Генслер.

«Поскольку большинство присяжных тоже скорее всего принимают какие-то прописанные им лекарства, — говорит Генслер, — какое-нибудь успокоительное, таблетки от аллергии или еще что-нибудь, то они не желают признавать обвиняемых в подобных преступлениях виновными».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera