Сюжеты

Женское рукоделие

В прокат вышел фильм Веры Сторожевой «Компенсация»

Этот материал вышел в № 94 от 27 августа 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Шумяцкая ОльгаНовая газета

 

Картина, определить жанр которой затруднительно очевидно оттого, что его просто нет. После получения два года назад Гран-при Московского МКФ за ленту «Путешествие с домашними животными» Сторожева стала числиться одним из ведущих режиссеров...

Картина, определить жанр которой затруднительно очевидно оттого, что его просто нет. После получения два года назад Гран-при Московского МКФ за ленту «Путешествие с домашними животными» Сторожева стала числиться одним из ведущих режиссеров новой волны отечественного кино нулевых годов и выпускать по фильму в год. «Компенсация» вышла на экраны через девять месяцев после предыдущей картины Сторожевой «Скоро весна». Для режиссера, работающего в индустрии, это нормально. Для режиссера, пытающегося создавать авторский кинематограф, нормально ли это — большой вопрос.   

Итак, очень хороший и очень богатый человек очень любит свою жену и дочь. Однако он слегка забыл, что в городе Тамбове у него остались еще две дочери и бывшая жена. Бывшая жена умирает от рака и девочки едут в Москву — получить у папаши компенсацию за свое несчастливое детство, по миллиону у.е. в одни руки. Старшая рулит. Младшая подчиняется. Старшая грубовата, но видно, что в душе — добрейший человек. Младшая любит кроликов. У нее больное сердце. Они крадут свою сводную сестру — тоже очень хорошую девочку, — и требуют выкуп. Ничем хорошим это, понятно, не кончится.

То, что мщение — занятие непродуктивное и даже вредное для человеческой личности, что за все воздастся, особенно за предательство детей, что зло тянет за собой зло, — не бог весть какие идеи для художественного произведения. Разве что повод к множеству вопросов, сомнений, рефлексий и переосмыслений. Киднеппинг — тоже не самая свежая тема для кинематографа. На каких только центрифугах не крутило его американское кино! И если уж брать его за основной фабульный ход, то подкреплять либо точностью психологических мотивировок, либо неожиданными поворотами сюжета, либо крутым экшном. Ничего подобного в «Компенсации» нет. Экшн, очевидно, не состоялся по бюджетным причинам — более неубедительной погони со скоростью примерно 30 километров в час даже в нашем кино давно не было. Сюжет был взят под уздцы и процокал от начальных до финальных титров без каких-либо кульбитов или обманных движений. Сторожева, специализирующаяся на женском кино разной степени мелодраматичности, жесткую поначалу историю перевела в область мелодрамы, где царят готовые клише и популярна игра в поддавки. Новая жена, разумеется, изменяет мужу, тот выдает сериальную реплику: «Нельзя ничего разрушить, когда все разрушено!» Старшая дочь рыдает и осознает свои ошибки под моцартовскую «Лакримозу», а больное сердце «выстреливает» в финале, как чеховское ружье. Общая банальность сюжета сполна подкрепляется пошлостью конкретных сцен. Очень похоже на женское рукоделие. Вышивку крестиком многие часто путают с картиной маслом и зачем-то вешают на стену.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera