Сюжеты

Женское рукоделие

В прокат вышел фильм Веры Сторожевой «Компенсация»

Этот материал вышел в № 94 от 27 августа 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Шумяцкая ОльгаНовая газета

Картина, определить жанр которой затруднительно очевидно оттого, что его просто нет. После получения два года назад Гран-при Московского МКФ за ленту «Путешествие с домашними животными» Сторожева стала числиться одним из ведущих режиссеров...

Картина, определить жанр которой затруднительно очевидно оттого, что его просто нет. После получения два года назад Гран-при Московского МКФ за ленту «Путешествие с домашними животными» Сторожева стала числиться одним из ведущих режиссеров новой волны отечественного кино нулевых годов и выпускать по фильму в год. «Компенсация» вышла на экраны через девять месяцев после предыдущей картины Сторожевой «Скоро весна». Для режиссера, работающего в индустрии, это нормально. Для режиссера, пытающегося создавать авторский кинематограф, нормально ли это — большой вопрос.   

Итак, очень хороший и очень богатый человек очень любит свою жену и дочь. Однако он слегка забыл, что в городе Тамбове у него остались еще две дочери и бывшая жена. Бывшая жена умирает от рака и девочки едут в Москву — получить у папаши компенсацию за свое несчастливое детство, по миллиону у.е. в одни руки. Старшая рулит. Младшая подчиняется. Старшая грубовата, но видно, что в душе — добрейший человек. Младшая любит кроликов. У нее больное сердце. Они крадут свою сводную сестру — тоже очень хорошую девочку, — и требуют выкуп. Ничем хорошим это, понятно, не кончится.

То, что мщение — занятие непродуктивное и даже вредное для человеческой личности, что за все воздастся, особенно за предательство детей, что зло тянет за собой зло, — не бог весть какие идеи для художественного произведения. Разве что повод к множеству вопросов, сомнений, рефлексий и переосмыслений. Киднеппинг — тоже не самая свежая тема для кинематографа. На каких только центрифугах не крутило его американское кино! И если уж брать его за основной фабульный ход, то подкреплять либо точностью психологических мотивировок, либо неожиданными поворотами сюжета, либо крутым экшном. Ничего подобного в «Компенсации» нет. Экшн, очевидно, не состоялся по бюджетным причинам — более неубедительной погони со скоростью примерно 30 километров в час даже в нашем кино давно не было. Сюжет был взят под уздцы и процокал от начальных до финальных титров без каких-либо кульбитов или обманных движений. Сторожева, специализирующаяся на женском кино разной степени мелодраматичности, жесткую поначалу историю перевела в область мелодрамы, где царят готовые клише и популярна игра в поддавки. Новая жена, разумеется, изменяет мужу, тот выдает сериальную реплику: «Нельзя ничего разрушить, когда все разрушено!» Старшая дочь рыдает и осознает свои ошибки под моцартовскую «Лакримозу», а больное сердце «выстреливает» в финале, как чеховское ружье. Общая банальность сюжета сполна подкрепляется пошлостью конкретных сцен. Очень похоже на женское рукоделие. Вышивку крестиком многие часто путают с картиной маслом и зачем-то вешают на стену.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera