Сюжеты

Химкинская резня бензопилой закончена

Как обойти лес. Говорят эксперты «Новой»: научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, координатор проектов WWF России по лесной политике Николай Шматков и руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко

Этот материал вышел в № 95 от 30 августа 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Просека уже прошла Химкинский лес насквозь. 70—80 метров в ширину, прямо посредине леса. Экологи говорят, что, если трассу не заливать бетоном, а высадить саженцы, лес восстановится через 30—40 лет. Если просто не заливать бетоном — через...

Просека уже прошла Химкинский лес насквозь. 70—80 метров в ширину, прямо посредине леса. Экологи говорят, что, если трассу не заливать бетоном, а высадить саженцы, лес восстановится через 30—40 лет. Если просто не заливать бетоном — через 50—60. Но — восстановится.

Теперь, когда Медведев приостановил строительство трассы до общественного обсуждения, самое время поговорить об альтернативах.

Нужно четко определить территорию спора. Это 15—29 км планируемой скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, платного дублера М10. Именно эти 14 километров, согласно принятому проекту, проходят через Химкинский лес.

Предложений по маршруту трассы в обход Химкинского леса много. Однако наши эксперты готовы оценивать исключительно проработанные с инженерной и финансовой точки зрения варианты. Их, помимо скандального проекта трассы — через Химкинский лес, всего два.

Тонкость ситуации заключается в том, что разработка и оценка вариантов прокладки трассы осуществлялись по заказу компании-концессионера СЗКК, «дочки» Vinci. И ключевая экспертиза по альтернативным вариантам трассы — «Экологическая и социальная оценка. Дополнительный экологический и социальный анализ альтернативных вариантов проектируемой автодороги» — хотя и претендует на независимость от концессионера, но ни имена экспертов, ни название компании-подрядчика, проводящей исследование, в документе нет — только логотип СЗКК. Поэтому независимость и объективность расчетов подтвердить пока трудно. До недавнего времени текст и схемы были свободно доступны на сайте компании. Сейчас сайт не работает, и документ недоступен, но в редакции он есть.

«Нулевой вариант»

Этот вариант до недавнего времени химкинские власти активно приписывали экологам. «Нулевой вариант» — это отказ от строительства новой дороги вообще и использование существующего шоссе М10.

На самом деле в силу бредовости «Нулевой вариант» не рассматривался никем. Коллапс на Ленинградке уничтожил последних его возможных союзников.

Альтернатива-1, или «Северный вариант»

Один из трех вариантов, подробно разобранных в документе. Частично совпадает с «Молжаниновским вариантом», который сейчас поддерживают власти Москвы.

Трасса на первых 3 км от МКАД до Канала имени Москвы проходит преимущественно по лесополосе, отделяющей микрорайон Левобережный от огромной свалки. Далее дорога рассекает дубовую рощу в юго-восточной части Химкинского леса, но обходит центральную часть массива и наносит ему умеренный ущерб. Пройдя через лес, трасса дороги-дублера поворачивает на запад. Пройдя примерно 5 км по границе Химкинского леса и северной окраины городской застройки Химок (преимущественно — промзоны), новая магистраль должна была выйти в коридор М10. Далее рассматривалась возможность реконструкции М10 с ее расширением и устройством над современным полотном на протяжении около 5 км эстакадного участка. После этого участка, начиная от границы Химкинского и Солнечногорского районов, дорога-дублер должна была идти наземно в самостоятельном от М10 коридоре. Стоимость строительства в ценах на 2004 год составляет 27 млрд рублей участка 15—58 км*.

Причины, по которым проектировщики отклоняют «Северный вариант»: «снос более 30 домов» в деревнях вдоль существующего шоссе, а также — сложности строительства на участке, совмещенном с существующим шоссе (хотя, нужно отметить, такое строительство успешно ведется в пределах Москвы, например, в рамках проекта «Большая Ленинградка»), «значительный рост негативных воздействий на население», дороговизна. Интересно, что в качестве одной из причин сообщалась, якобы проект «создает серьезные ограничения для развития города Химки, ограничивая с севера площадь его застройки даже на ближайшую перспективу». Именно с севера, сразу за предполагаемой трассой, располагается Химкинский лес. Видимо, изначально «ближайшая перспектива» уничтожения Химкинского леса была не связана с трассой.

Координатор проектов WWF России по лесной политике Николай Шматков утверждает, что поставил бы этой альтернативе 4 из 10: «Бесспорно, лучше, чем ныне принятый вариант. Но и этот проект отнимает еще один кусок от леса. По площади вырубка все равно достаточно большая». Кроме того, прохождение трассы через лесополосу между многоэтажками и свалкой (это сохранилось и в проекте, под который вырубили Химкинский лес. — Е. К.) вызывает серьезные вопросы.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает вариант «приемлемым и достаточно прямым для хайвея», однако замечает, что при «Северном варианте» весь спорный участок трассы проходит через земли Химкинского округа, а администрация Химок пока не высказывала желания выделить землю под альтернативный проект трассы и выплачивать компенсации людям, которых придется переселить.

Альтернатива-2, или «Молжаниновский вариант»

Именно этот вариант сейчас поддерживают большинство экспертов и значительная часть экоактивистов.

На первом участке от Бусиновской развязки до МКАД трасса идет аналогично «Северному варианту». Но Химкинский лес трасса пересекает южнее, не затрагивая его центральную и северо-западную зоны. Поэтому ущерб для Химкинского леса оценивается экологами как умеренный. Дальше от южной части поселка Вашутино трасса выходит к границе с Молжаниновским районом Москвы. Через территорию Молжаниновского района на протяжении 4 км трасса дороги-дублера должна идти параллельно М10 на удалении примерно 1,5 км от нее. Стоимость строительства в ценах 2004 года — 17,5 млрд рублей. Интересно, что, по словам директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Рината Гизатулина, альтернативный вариант трассы через Молжаниновский район на 1,8 тысячи метров короче дороги, которую планировалось построить через Химкинский лес.

Разработчиками «Молжаниновский вариант» был отклонен под предлогом, что «земли по ранее намечавшемуся в Молжаниновском районе коридору трассы на начало 2004 года уже были выкуплены инвесторами на другие цели, не позволяющие совместить их с прохождением платной скоростной магистрали. В частности, постановлениями правительства Москвы земли в Молжаниновском районе предоставлялись для строительства автотрассы «Формулы-1» и гольф-клуба, а также жилищного проекта компании «Интеко».

Однако год назад «Интеко» вышло из строительного проекта, и сейчас мэр Москвы Юрий Лужков заявляет, что поддерживает «Молжаниновский вариант» трассы и готов провести необходимые согласования с федеральными органами власти. Так, на этой неделе планируется презентовать «Молжаниновский вариант» Владимиру Путину.

По некоторым данным, «Молжаниновский вариант» также предполагает отселение людей от оси трассы. «То есть этот вариант не будет ни дешевым, ни легким, не надо себя обманывать, — говорит Михаил Блинкин. — Надо выплачивать компенсации, договариваться с людьми. Но московские власти обещают решить все правовые проблемы. Это очень хорошо».

Вообще Михаил Блинкин называет «Молжаниновский вариант» оптимальным из предложенных: «Более прямой, то есть более удачный по трассированию. Скоростная дорога чем прямее, тем лучше. Хороший и в плане изоляции от точек притяжения — магазинов, маленьких населенных пунктов».

«И «Северный», и «Молжаниновский» варианты хотя и затрагивают Химкинский лес, но проходят по окраинным участкам и не ведут к фрагментации и уничтожению его наиболее ценных частей, — объясняет Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы Гринпис России. — Основная часть трассы проходит по территории промзон, пустырей, заброшенных сельхозугодий. В случае выбора любой из этих альтернатив Химкинский лес продолжит свое существование как устойчивая и самодостаточная экосистема».

Николай Шматков из WWF не так воодушевлен: «3 из 10. Край леса, отрезанный от основного массива, быстро деградирует. Да, готовых проектов больше нет, но другие варианты строительства дороги есть».

Э-1, или «Вдоль железки»

«Это лучшее решение», — говорит лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. Трассу можно построить строго в стволе Октябрьской железной дороги по полосе отчуждения. Этот вариант гарантирует полную неприкосновенность Химкинского леса.

В исследовании, которое было представлено СЗКК, Э-1 упоминается под именем «Альтернатива А». Сообщается, что он предложен «общественностью». Однако никакой проработки варианта — инженерного анализа, расчета стоимости строительства — не проводилось. Вместо того чтобы рассмотреть «вариант, предложенный общественностью», автор документа отделываются фразами: «какой-либо технико-экономический анализ по «Альтернативе А» отсутствует» и т.д.

«Этот вариант потребует существенной перестройки имеющейся в полосе отвода инфраструктуры, но у него есть и свои плюсы — дорога при таком варианте будет самой прямой и самой короткой, и она практически вообще не затронет природные территории», — утверждает Алексей Ярошенко.

И экоактивисты, и наши эксперты настаивают на том, что вариант должен быть проанализирован самым серьезным образом и вынесен на общественное обсуждение.

Э-2, или «Большая Ленинградка-2»

Расширение М10 с выделением платных полос или строительство участка трассы-дублера в коридоре М10.

Этот вариант упоминается в официальном письме Министерства транспорта № 01-9/5069 от 27.05.2008 г. экоактивистам, но нигде не был рассмотрен детально, никаких расчетов по нему не велось. Притом, что эксперты-дорожники утверждают: условия с юго-западной стороны от существующей трассы М10 на участке от МКАД до Международного шоссе допускают ее значительное расширение. Самое узкое место М10 — пересечение с Каналом им. Москвы — могло бы похоронить проект, но на протяжении всего 2009 года активно ведутся работы по его расширению. Также фанаты Э-2 ссылаются на московский проект «Большая Ленинградка», который успешно ведется последние годы.

В документе СЗКК вариант «Большая Ленинградка-2» упоминается «вперемешку» с «Нулевым вариантом». Также — без расчетов, без исследований — признается несостоятельным.

Николай Шматков считает, что альтернатива «Большая Ленинградка-2» должна быть внимательно проработана специалистами: «Пока — на уровне идеи — такая альтернатива нас абсолютно устраивает. 10 из 10».

*Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, призывает ко всем существующим рассчетам относиться с сомнением: «Считаю, что расчеты стоимости вариантов трассы были проведены неверно. Так, стоимость вырубки Химкинского леса, заложенная в третий вариант, складывалась из минимальной, кадастровой стоимости леса плюс затраты на работу техники и людей. Абсолютно не учитывались защитные функции лесного массива. Это лукавство. Намеренное лукавство или лукавство — несовершенный расчет, я не знаю. Кадастровые оценки ближних подмосковных лесов должны быть пересмотрены. Недавний смог в Москве и возросшая смертность показали нам реальную цену леса».

Увеличить

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera