Сюжеты

Девять ключей лабиринта

Архитекторы предлагают заблудиться, чтобы найти себя

Этот материал вышел в № 95 от 30 августа 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Шаманские ритуалы, 3D-экраны посреди леса, красноармейские окопы, хиппи-дискотеки и оперное пение в заброшенном коровнике — в конце июля в деревне Николо-Ленивец Калужской области прошел неизменно парадоксальный фестиваль ленд-арта...

Шаманские ритуалы, 3D-экраны посреди леса, красноармейские окопы, хиппи-дискотеки и оперное пение в заброшенном коровнике — в конце июля в деревне Николо-Ленивец Калужской области прошел неизменно парадоксальный фестиваль ленд-арта «Архстояние». Тема последнего фестиваля — лабиринт, то есть лишенное конкретной прагматичной цели движение по сумасшедшей стране чудес.

«Архстояние» — фестиваль ландшафтного дизайна, произведений искусства из экологически чистых материалов. Дерево, земля, вода, сено — предприимчивые архитекторы творят из любых подручных материалов.

Идея строительства арт-объектов на живописном берегу реки Угры выросла из творческой инициативы группы местных мастеров-умельцев во главе с художником Николаем Полисским.

В 2006 году в деревне впервые был организован фестиваль «Архстояние», в котором принимали участие российские архитекторы. Старт проекту был дан мощный: «полумост Надежды» и «Николино ухо» еще долгое время оставались хитами как среди местного населения и дачников, так и среди гостей деревни.

За несколько лет локальный фестиваль превратился в событие международного масштаба. Помимо популяризации идеи экологически чистого творчества и  работы с природным материалом фестиваль ставит перед собой и амбициозные социальные цели. В частности, в этом году организаторы пытались найти способ преодоления кризиса, но не экономического, а духовного — кризиса сознания и совести. Отсюда и тема фестиваля: «Девять ключей лабиринта». По мнению организаторов, путешествие в сказочный природный лабиринт может выдернуть человека из ловушки повседневности и заставить снова жить, видеть и чувствовать.

Моя собственная сказка

Путешествие начинается с «Вторжения в смешанную реальность». Этот арт-объект  — ворота, вход, состоящий из множества черных граней, отделяющих привычный мир от лабиринта, полного чудес.

Мир переворачивается с ног на голову, и я хватаюсь за «Нить Ариадны» (название арт-объекта) — верного проводника по волшебной стране. Она ведет меня к центральной фестивальной поляне. Перед глазами настоящая сказочная ярмарка: кипит торговля традиционными русскими нарядами, изготовленными вручную игрушками, украшениями и посудой, а покупателей зазывает невероятных размеров растрепанный ворон (растрепанный из-за того, что приходится каждые полчаса принимать душ: птице жарко). На сцене разворачивается представление: музыканты играют на жестяных горшках, наполненных разными крупами, бьют в том-томы, дуют в длинные изогнутые деревянные трубы. Зрителей — тьма. Кто-то танцует, кто-то отдыхает на траве, кто-то и вовсе разбил здесь лагерь.

Рядом с поляной — первый арт-объект «Комната». С ней произошла необычная метаморфоза: ее вывернули наизнанку. В результате рояль, секретер, вещевой шкаф, письменный стол, полки для книг — всё это традиционное для российской комнаты убранство оказалось снаружи, сжалось в единый ком вокруг внешней стены помещения.

На опушке леса стоит избушка на курьих ножках: еще один парадокс, но это самое технологичное сооружение на фестивале. Здесь установлены вай-фай-антенны, а сама избушка набита компьютерами.

Вечером в старом хлеву, переоборудованном в кинотеатр, заработала инсталляция «Вечерня Богородицы», где можно было насладиться видеозаписями пения церковного хора и звуками классической музыки.

В лабиринте есть особая полянка «Матрикс». На этой поляне растут нераскрашенные матрешки (издали их легко принять за грибы), внутри которых спрятаны страницы из «Ветхого Завета», повествующие о том, как Бог создавал жизнь на Земле.

Лесная литургия

Жизнь — это одна из центральных идей фестиваля «Архстояние». По задумке николо-ленивецких художников ленд-арт-объекты — это не статичные сооружения, это места действия, места представления. Художник не только создает проект, но и создает реальность вокруг проекта. Но жизнь объектов затрагивает не только художников, но и посетителей. По мнению организаторов, фестиваль в Николо-Ленивце — это литургия. Это разрушение границ между художником и зрителем: каждый, путешествующий по лабиринту, — создатель, он принимает участие в общем деле.

Это представление. Водяной со свитой в балахонах движется по водной глади кольцовского озера (под водой мостки), и по мановению его руки из-под воды бьют струи фонтана. Девушки раскачивают маятники на поляне «Поющих ламп» — художница обещает всем незамужним участницам аттракциона скорую свадьбу. На всей территории фестиваля танцуют и бьют в бубны шаманки.

Лабиринт — это жизнь, это действие. И великое счастье без всякой для себя выгоды бродить по бесконечным его закоулкам и чувствовать общность с другими людьми.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera