Сюжеты

Венеции прогнозируют «Бурю»

Первого сентября открывается 67-й Венецианский кинофестиваль

Этот материал вышел в № 96 от 1 сентября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

В этом году устроители фестиваля и прежде всего директор «Мостры» —Марко Мюллер вновь напомнили миру, что кинематограф — часть современного мирового искусства. Старейший кинофорум подтвердил свой имидж самого отважного изыскателя нового...

В этом году устроители фестиваля и прежде всего директор «Мостры» —Марко Мюллер вновь напомнили миру, что кинематограф — часть современного мирового искусства. Старейший кинофорум подтвердил свой имидж самого отважного изыскателя нового киноязыка, штучных экспериментов, существующих в пограничье кино, живописи, скульптуры и архитектуры.

Фильм открытия «Мостры» — психологический триллер от Даррена Аронофски «Черный лебедь», история жесткой конкуренции двух балерин. В главных ролях Натали Портман и Мила Кунис. Жюри 67-го Венецианского смотра возглавит Квентин Тарантино, значит, результат судейства обещает быть непредсказуемым. Впрочем, Аронофски и София Коппола, чьи фильмы в конкурсе, надеются на его нескрываемую склонность к американскому кино (в Каннах он отдал «Пальмовую ветвь» Майклу Муру за политсатиру «9/11»). Тем более что Аронофски уже удостаивался здесь главного приза за «Рестлер», вернувший в большое кино Микки Рурка.

Среди новых претендентов на «Золотого льва» знаменитые режиссеры в зените своей карьеры: Джулиан Шнабель («Мирал»), Том Тыквер («Три»), Абделатиф Кешиш («Черная Венера»), Такаси Миике («13 убийц»), Франсуа Озон (в его комедии «Ваза» Катрин Денев не только снималась, но и пела, ее партнером стал Жерар Депардье), Алекс де ла Иглесиа («Печальная баллада для трубы»). Мэтр Ежи Сколимовский представит «Существенное убийство», в котором снялся Винсент Галло, чья режиссерская работа «Обещания на воде» также включена в программу.

Российское участие в нынешней «Мостре»  — отдадим должное отборщикам  — обширно и разнообразно. В основном конкурсе «Овсянки» Алексея Федорченко, фильм по повести казанского драматурга Дениса Осокина, напечатанной под псевдонимом Аист Сергеев. По замыслу авторов, это фильм-реквием. Прощаясь с близкими, герои расстаются со своим прошлым. Реальность сплетается с обрядами и верованиями народа мери — малочисленного финского племени, когда-то жившего в Северном Поволжье и растворившегося среди русских. «Овсянки» были заявлены в основном конкурсе «Кинотавра». На фестиваль приехали Федорченко и его продюсеры. Но в последний момент фильм был снят с показа. Дирекция «Мостры» настояла на этом, хотя «Кинотавр» является смотром российского кино. Видимо, конкуренция между первыми форумами мира столь ужесточилась, что право «первой ночи» становится обязательным условием участия картины в форуме класса «А».

Актриса Ингеборга Дапкунайте приглашена в жюри основного конкурса. Вспомнят в Венеции и президента Горбачева. Правда, косвенно. «Горбачев» Стефано Инчерти с Тони Сервилло — кино про человека, «похожего на советского президента».

Во втором по значимости конкурсе «Горизонты» три работы российских художников. Таинственный мастер Рустам Хамдамов (его «Вокальные параллели» показывались в Венеции) представит новую работу «Бриллианты». Эта кинематографическая миниатюра выстроена вокруг балерины Дианы Вишневой, героиня которой украла бриллианты из ювелирной лавки. Есть роль и у Ренаты Литвиновой. Маленькая. Зато ей приклеивают большой нос, чтобы она могла засунуть его в радио. Видеоартовские работы Виктора Алимпиева демонстрируются и на живописных выставках, и на кинофестивалях. Известный ваятель кинематографических скульптур представит экспериментальный опус «Слабый Рот Фронт». В его аннотации указано, что это «завораживающее пантомимическое эссе на тему философии «слабого кулака» — не агрессии, но единения, поддержки». Поддержит работу Алимпиева и «Воодушевление», сотворенное его единомышленниками, нижегородским художественным дуэтом «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов). Авторы говорят, что этот «фильм-состояние» вдохновлен рассказом «Происхождение мастера» Андрея Платонова — о тайне смерти, прячущейся на дне глубокого озера.

Самый экспериментальный из главных форумов мира, «Мостра», рожденная как составная часть большого международного биеннале, рассматривает и кинематограф как окно в современное искусство. По соседству с Лидо уже распахнули двери павильоны биеннале в саду Джардини. Здесь видение мира под девизом «Люди встречаются в архитектуре» представили художники, архитекторы, инженеры из 50 стран. По словам куратора смотра Кадзуо Седзима, биеннале должно вобрать в себя «все и отовсюду», быть фундаментально объединяющим. В Российском павильоне, построенном в 1914 году по проекту Щусева, покажут проект «Фабрика Россия». Архитекторы представят проект реконструкции заброшенных заводов в малых городах. Показательной моделью для будущих решений избран Вышний Волочок: пять бюро-участников предложили варианты переустройства мануфактур Прохоровых и Рябушинских, завода «Красный май». По мысли авторов, в Вышнем Волочке могли бы появиться Центр изучения фольклора или Музей водных путей сообщения.

А в завершение венецианского киносмотра будет «Буря» — фантазийная интерпретация трагикомедии Шекспира в режиссерской версии Джули Тэймор. Могущественный волшебник Просперо на экране превращается в божественную леди Просперо в исполнении неподражаемой Хелен Миррен. Седовласая колдунья мстит захватчикам ее волшебного острова, вызывая бурю на море. Женщине подвластны стихии. Фильм Тэймор вбирает в себя «все и отовсюду»: написанный 400 лет назад легендарный текст и его ироничное современное прочтение, мистику и реальность, музыку оскароносца Элиота Голденталя и вневременные костюмы трижды оскаровского лауреата Сэнди Пауэлла. Воистину карнавальное пиршество искусств — как и принято на Венецианском биеннале.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Становитесь соучастниками!
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera