Сюжеты

«Москва, я люблю тебя», но сам в это не верю

В прокат вышел альманах о любви к столице

Этот материал вышел в № 97 от 3 сентября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Шумяцкая ОльгаНовая газета

 

15 пятиминутных новелл сделаны по принципу альманахов «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя». Однако мода признаваться в любви городам в случае отечественного производителя, как водится, претерпела существенные изменения. Самое...

15 пятиминутных новелл сделаны по принципу альманахов «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя». Однако мода признаваться в любви городам в случае отечественного производителя, как водится, претерпела существенные изменения. Самое главное из них: если Парижу и Нью-Йорку признавались в любви режиссеры со всех концов света, то Москву доверили любить исключительно местным жителям.

Взгляд со стороны, как известно, не равен взгляду изнутри. Содружество разных национальных культур и ментальностей не заменить гладким единообразием. Пропеть с высокой трибуны «Москва моя, страна моя, ты самая любимая!» — почему бы и нет, тем более что проект заявлен как гимн столице, но в родных пенатах гимны отчего-то всегда звучат пафосно, а признания в любви — умильно и слащаво. В этом смысле «Москва…» похожа на коллективное письмо с полутора десятком подписей, в котором подписанты, не очень вникающие в суть проблемы, ставят свои закорючки заодно с соседом. Взгляд изнутри мог бы быть и глубок, и оригинален, если бы не изначальная установка продюсеров Егора Кончаловского и Юрия Глоцера сделать нам красиво — снять романтическую комедию в самом облегченном и приблизительном виде, какой только может быть. Об этом свидетельствует и подбор режиссеров: среди них есть несколько маститых, но отсутствуют крупные, в отличие от парижского и нью-йоркского альманахов. Самое же обидное, что нет ни одного молодого имени, действительно значимого для нового российского кино, из тех, что появились в нулевые годы и чей взгляд слишком печален, сумрачен и даже трагичен для беззаботного круженья по отлакированной Москве. Зато из новеллы в новеллу в разных ипостасях (режиссер, сценарист, актер, продюсер) переходят члены родственно-дружеского кружка Егор Кончаловский—Артем Михалков—Иван Охлобыстин вместе с домочадцами, превращая проект в междусобойчик. Несколько никому не известных имен разбавляют этот густой сироп.

«Главный герой, объединяющий новеллы в единый фильм, — это, конечно же, город Москва», — сказано в пресс-релизе к фильму. И здесь ошибочка. Потому что собственно Москвы — ни как героя, ни как пейзажа — на экране нет. Есть пара намеков на московские высотки. Есть один вид Новодевичьего монастыря. Кажется, все. Москва будто не дается в руки прытким киношникам, не желает быть зафиксированной на пленку. Напротив, с теми, кто решил сделать из нее город романтики и веселья, она шутит злые шутки. Ни к веселью, ни к романтике нынешняя Москва не располагает. Это давно не «белый город» и не «цветок из камня», где танцевали девчата на «ладонях площадей». Жесткий, тяжелый для жизни мегаполис не терпит панибратства, мгновенно обнажая ложь и фальшь такого подхода. Приглаженная и приукрашенная реальность вылезает весьма непривлекательной стороной. И вот уже хорошие милиционеры, провинциалка, ставшая столичной принцессой, прококаиненный завсегдатай ночных клубов, нашедший смысл жизни в утренних пробежках, и киллер, пожалевший нищую цыганочку, вызывают откровенно скептические смешки в зале. Гастарбайтеры, провинциалы, приехавшие в Москву пытать счастья, «братки» с Кавказа, иностранцы, за которыми охотятся эмиграционные службы, — все то, что так трагично изменило лицо Москвы, и все те, кто так трагично и безнадежно проживает в этой Москве, весело и с огоньком вышучиваются с экрана. Собственно, мотив приезжих — главный мотив альманаха. А главная шутка — назвать приезжего «коренным москвичом». Скудость и вымученность сюжетных идей — лишь свидетельство дефицита идей художественных. Ведь признаваться в любви по заказу и любить по-настоящему — совсем разные вещи.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera