СюжетыПолитика

А в чьих карманах оседает разница?

Попытка заморозить цены на хлеб вызвала разброд и шатания внутри властной вертикали

Этот материал вышел в номере № 98 от 6 сентября 2010 г.
Читать
Двухнедельный мораторий на повышение цен на хлеб и муку, объявленный в Красноярском крае, обернулся пшиком. Цены растут, не заметив грозные команды властей. «Новая» уже сообщала, что в Красноярске — первом в стране — власти объявили о...

Двухнедельный мораторий на повышение цен на хлеб и муку, объявленный в Красноярском крае, обернулся пшиком. Цены растут, не заметив грозные команды властей.

«Новая» уже сообщала, что в Красноярске — первом в стране — власти объявили о заморозке хлебных цен. Министр сельского хозяйства края Шорохов рассказал общественности, что спецкомиссия за две недели проверит, насколько увеличилась себестоимость продукции мукомолов и хлебопеков, и в зависимости от этого будет вести переговоры об установлении экономически обоснованных цен.

Между тем, согласно антимонопольному законодательству, любая договоренность производителей о ценах запрещена. Замруководителя Красноярского управления антимонопольной службы (ФАС) Олег Харченко заявил: «Это уникальный в России случай, когда представитель органа государственной власти заявляет о сговоре (власти и хозяйствующих субъектов. — А. Т.). Публично работать по понятиям и работать по закону — это разные вещи. По понятиям работают соответствующие слои населения, к этим слоям применяется и соответствующее законодательство — уголовное и административное». ФАС России поручила своему Красноярскому управлению разобраться с заявлениями Шорохова и в случае нарушения им антимонопольного законодательства возбудить дело в отношении министра. Расследование начато.

Сам Шорохов сейчас утверждает, что он никого ни к чему не принуждал, «мы просто договорились с предприятиями, что до момента проверки экономически допустимых цен на продукцию не будем заниматься ажиотажным поднятием этой цены». В пресс-службе министерства заявили, что заявление Шорохова было неправильно истолковано.

Впрочем, в том, что власть не отвечает за свои слова, нет новости. Новость в том, что разброд и шатания внутри вертикали вызвал хлеб. А он в России, так уж сложилось, больше, чем продукт питания, хлеб сакрален, «хлеб — всему голова», и цены на него традиционно считаются делом чрезвычайной важности и государственной заботы.

В магазинах Красноярска цена на муку выросла на 10—20%. Что до основных хлебопекарных предприятий, то они тоже уже известили торговые сети о предстоящем повышении цен. Хлебопеки говорят, что вынуждены реагировать на повышение цен на муку, а также на рост энерготарифов и подорожание воды. Мукомолы, в свою очередь, утверждают, что они с начала года несли убытки, работая с минусовой рентабельностью. Так, основной поставщик хлебопекарной муки — ЗАО «Назаровское» — по итогам семи месяцев 2010 года рентабельно на минус 24%. Это по документам самих мукомолов. У властей другие данные: весь год фиксировалось снижение цены на зерно — почти на 50%. А стоимость хлеба в этот период не менялась. Где, в чьем кармане осела разница? Нет ответа.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow