Сюжеты

Есть третий web!

Очередная ступень эволюции интернета: социальный поисковик

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 99 от 8 сентября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Александр ДолгинНовая газета

 

Новая экономика — это прежде всего экономика клубов, различных объединений людей, создаваемых в их интересах. В клубе складывается психологически благоприятная среда обитания уникальных личностей, населяющих социум. С точки зрения...

Новая экономика — это прежде всего экономика клубов, различных объединений людей, создаваемых в их интересах. В клубе складывается психологически благоприятная среда обитания уникальных личностей, населяющих социум. С точки зрения экономики клуб позволяет производить коллективные блага с разумными издержками. Он создает предпосылки для совместной деятельности, которая иначе невозможна. Это касается самых разных областей жизни, больших и малых вопросов: от проблем ТСЖ и экономически выгодных совместных закупок до высших форм культурной и политической активности.

Выгоды клубной организации можно проиллюстрировать на конкретном примере  — коллективной работы с информацией, возникшей благодаря технологиями web 3.0.

Третий веб, или, проще говоря, пользовательская генерация и фильтрация текстов — это магистральная линия развития интернета, поскольку решает его главную проблему — замусоренность и зашумленность. После того как поисковые машины позволили быстро находить информацию, пользователи столкнулись с другим узким местом — как отобрать нужное из огромного массива найденных данных? Web 3.0 — это своего рода поисковик, предоставляющий в ответ на пользовательский запрос персонифицированную выборку контента: не вообще все по данной теме, а только то, что актуально для конкретного человека. Так экономится внимание и все прочие ресурсы личности — память, мотивация, эмоции…

Доминирующий сейчас в интернете web 2.0 основан на технологиях user generated content: пользовательской самодеятельности в производстве контента со всеми ее плюсами и минусами. Люди ведут личные дневники, в которых размещают собственные тексты и фото-, видеосъемку, а также перепечатки чужих понравившихся материалов… Все это раскладывается ими в слегка каталогизированные кучки без ранжирования качества. Понятно, почему «сыграл» вебдваноль: для создателей сайтов это способ получать контент бесплатно. В интернете платят неохотно, а серверы и прочую инфраструктуру содержать нужно. Если еще и контент целиком создавать за свой счет, то поддержание сайта становится вовсе накладным. Поэтому многие перешли на «подножный корм» — отдали создание контента на откуп пользователям, а те получили взамен площадку для общения и самовыражения. К тому же по ряду параметров профессиональная редакция не в состоянии тягаться с многомиллионной армией любителей, которые всегда оказываются в нужном месте в нужное время.

И все бы хорошо, но люди пишут и снимают как умеют. Приходится буквально по крупицам выискивать интересный контент среди любительских опусов и бесчисленных дублирующих друг друга перепечаток, что вообще-то весьма трудоемко и ощутимо снижает качество этого времяпрепровождения. Даже у самых популярных блогеров крайне низкий процент по-настоящему интересных выходов в эфир.

Web 3.0 отличается от web 2.0 тем, что пользователи не только находят или создают контент, но и сами же его фильтруют и оценивают. С точки зрения конечного потребителя, не важно, кто генерирует и размещает контент — пользователи или профи, он растет из разветвленной грибницы культуры: сотни тысяч песен в год, 250 приличных фильмов плюс десятикратно большее количество сугубо коммерческих лент, миллионы текстов, видеоблоги и т.д. Всю эту массу сообщество способно сертифицировать и расфасовать в соответствии с индивидуальными запросами людей и теми ступенями вкусовой вертикали, на которой находится каждый. Данная технология называется коллаборативной фильтрацией (от слова collaborative — «сотрудничать»). Сортировка в зависимости от воспринимаемого качества важна как для контента, так и для материальной продукции практически любых типов. Но есть область, где эта задача стоит особенно остро, — это фильтрация актуального контента.

Новости, статьи, эссе, аналитика на злобу дня, интересные ролики и фото, блоги, анекдоты и проч. — все это контент с коротким жизненным циклом, который, как ничто другое, нуждается в быстром доведении до целевой аудитории. О фильме-лауреате Каннского фестиваля рано или поздно услышишь, и его в любой момент можно посмотреть. Другое дело — быстро устаревающий контент. В настоящее время полностью отработаны технологии, позволяющие коллективно фильтровать такого рода информацию и выдать каждому то, что заинтересует его с высокой степенью вероятности. В эту подборку попадет все, что высоко оценили люди из его референтной группы. (Те, кого система вычислила в качестве вкусовых соседей, плюс те, кого пользователь сам захотел видеть в числе своих корреспондентов.)

Данная технология идеально подходит и для обработки периодики: читатели могут одним кликом получать выборку наиболее актуальных статей, опубликованных в дюжине-другой изданий. Каждый человек просматривает одно, максимум два-три издания, поэтому интересные публикации неизбежно оказываются вне его поля зрения. У других СМИ есть свои читатели, часть из которых, возможно, принадлежит к тому же кругу, что и данный пользователь. Каждый находит что-то интересное  — благодаря коллаборативной фильтрации эти материалы становится общим активом клуба. На сайте f1000biology.com, например, ведущие ученые обмениваются информацией о достойных внимания публикациях. Таким образом, совершая самые обыденные действия и ничего сверх того, люди сообща нарабатывают пул лучших текстов для собственного употребления. Таким образом, технология web 3.0 позволяет на другом уровне, с иным КПД работать с медиа и специальной литературой.

Но web 3.0 не только сокращает издер-жки на поиск необходимой информации. Есть еще одно следствие, едва ли не более важное, — он помогает формировать те самые клубы, о которых говорилось вначале. Технология так устроена, что, прежде чем фильтровать и рекомендовать тесты, она отбирает группы людей, которым целесообразно обмениваться друг с другом опытом.

Клуб — ключевая форма бытования общества. Он не только обслуживает острейшую потребность в разного рода стратификациях, размежеваниях и объединениях. Для человека клуб — это путь к личному счастью, инструмент самореализации. Качество жизни конкретного человека зависит от того, что за люди его окружают, а также от характера взаимодействия с ними. Вступая в контакты со стоящими людьми по интересующим вопросам, человек повышает качество коммуникаций и — шире — качество личного времени. Приумножение качественного времени — цель человека, клуб — важнейший инструмент для этого, а web 3.0, в свою очередь, — высокотехнологичный инструмент формирования клубов.

Автор — заведующий кафедрой прагматики культуры ГУ-ВШЭ; статья основана на фрагменте из новой книги Александра Долгина «Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera