СюжетыПолитика

Олимп: помойные битвы

Закидывание противника медийными фекалиями стало нормой для наших общественно-политических, прости господи, элит

Этот материал вышел в номере № 100 от 10 сентября 2010 г.
Читать
Олимп: помойные битвы
Фото: «Новая газета»
Нашему Совету* и его будущему председателю, бурное публичное ожидание назначения которого и подвигло меня на эти заметки, в первую очередь стоит заняться задачей профилактики общественной гигиены. То, что Элла Александровна Памфилова может...

Нашему Совету* и его будущему председателю, бурное публичное ожидание назначения которого и подвигло меня на эти заметки, в первую очередь стоит заняться задачей профилактики общественной гигиены.

То, что Элла Александровна Памфилова может уйти с поста председателя Совета при президенте России по развитию институтов гражданского общества и правам человека, можно было почувствовать еще весной. Разговаривая с ней регулярно тет-а-тет, невозможно было не заметить, что бесконечное увязание в бюрократическом саботаже, в раз за разом отложенных встречах, в непереданных письмах, неотвеченных звонках, невыполненных поручениях день за днем высасывают из нее энергию и веру в то, что деятельность Совета нужна кому-то, кроме самих членов Совета и обращающихся в него людей. На самом деле, любой другой, чуть менее ответственный и преданный своему делу человек, оказавшись на месте Памфиловой, давным-давно бы уже тридцать три раза плюнул на все, засветил системе в лоб горой запросов без ответа, сообщил городу и миру об абсолютной бесполезности и бесперспективности прививания цветов гражданского общества на чугунный шампур нашей властной вертикали и отправился восвояси заниматься какими-либо более приятными и полезными вещами. Но Элла Александровна терпела до последнего.

…В результате ее прошение об отставке с поста председателя Совета не то чтобы прямо так уж внезапно грянуло, но шуму оно понаделало изрядного. Но волновались и шумели в основном вовсе не те люди, с чьими повседневными интересами, деятельностью и планами это напрямую связано. Радостный победный клич издали давние «поклонники» деятельности Совета и лично Эллы Александровны из числа ценителей художественных инсталляций на политические темы. Совершенно не понятно, однако, чему они так обрадовались. Уход Памфиловой со своего поста вовсе не означает, что Совет прекратил свою работу или свое существование. Видимо, кто-то по незнанию считал, что вся деятельность Совета сводится к встречам с президентом два раза в год и к принятию заявлений по тем или иным важным вопросам жизни общества. Как бы не так. Может, я кого-то и разочарую, но вынуждена сообщить: невзирая ни на летнюю отпускную пору, ни на жару, ни на смог, ни на отставки, как работали, так и работают тематические группы Совета (по Химкинскому лесу, по реформе МВД, по судебной реформе, по защите прав детей, по делу Магнитского). Работа Совета вовсе не сводится к публичным мероприятиям: большая часть того, что на самом деле важно и необходимо делать, делается не для газетных передовиц и не под камеры и микрофоны, а просто делается. Именно об этой работе, а не о чем-то другом, мы, кстати, планируем говорить на ближайшем заседании Совета 14 сентября.

…Но, как ни крути, а руководитель Совету нужен. И меня лично весьма удивила та свистопляска, которую все те же «поклонники» таланта Эллы Александровны устроили по этому вопросу. И хотя кажется, что вариантов развития событий здесь как минимум три, но на самом деле вариант такой — один. Будет ли назначен на освободившуюся должность кто-то из действующих членов Совета, например, тот же Александр Аузан, которого порекомендовала перед уходом сама Памфилова (и, что скрывать, мне лично этот вариант наиболее симпатичен); назначат ли кого-то совсем со стороны, причем с самой неприятной стороны (всяких бурматовых, метящих на вакантный пост, по Москве и окрестностям пруд пруди), или вдруг приятным сюрпризом возникнет какая-либо совершенно неожиданная и никем не предполагаемая кандидатура (как это, собственно, было и с самим нынешним составом Совета, в который были назначены люди, которые даже сами этого не ожидали), в любом случае, решать это будет один человек — президент. Смею предположить, что никакие мнения, никакие намеки, никакие ужимки и прыжки — что в кулуарах, что в печатной прессе, что на просторах Интернета — на данное решение повлиять не могут.

…С точки зрения же повседневной работы приоритеты деятельности Совета вряд ли изменятся в ближайшее время. За последнее время в стране заполыхало даже там, где до поры до времени лишь тлело — и тематически, и географически. К обычным и привычным уже вопросам защиты гражданских, социальных и экономических прав отдельных граждан и предпринимателей, пострадавших от конкретных действий конкретных бюрократов в погонах и без, к борьбе против экологических нарушений и нарушений прав наименее защищенных наших граждан, к необходимости ежечасно и ежеминутно отслеживать ход судебной, административной и правоохранительной реформ, к бесконечному валу писем и заявлений о коррупции и вымогательстве добавляются темы, напрямую связанные и с летними пожарами, и с вспыхивающими тут и там социальными конфликтами, и с надвигающимися выборами всех мастей. При чем тут выборы? А при том, что выборы у нас давно уже стали не столько моментом некого «выбора» посредством заполнения бюллетеней и протоколов, а хронологической точкой, к которой привязано разрастание всех вышеперечисленных очагов напряженности. Совету и его будущему председателю, кто бы им ни стал, будет, чем заняться предстоящей осенью и далее везде. И я искренне не завидую тому, кто взвалит на себя груз координации разгребания всех этих «конюшен».

…От темы «конюшен» — неизбежно к теме гигиены. Закидывание противной стороны разного рода медийными фекалиями как способ общественной дискуссии давно уже, увы, стало нормой для некоторой части наших общественно-политических, прости господи, элит. Лучшим способом сообщить кому-то о несогласии с той или иной точкой зрения считается публичное и желательно шумное поливание помоями той или иной степени вонючести. И никому не приходит в голову, что пусть и демонстрирует приверженность подобным методам идейной борьбы лишь горстка специально обученных товарищей, а воняет в результате их деятельности от всей страны. И это только кажется, что потерять лицо в подобных боях можно лишь на время острой в них необходимости, а потом настанет некая прекрасная новая жизнь, в которой все станут снова белыми и пушистыми: увы нам всем и ах, но репутация, она как девственность, потерять ее можно лишь один раз. И те, кто за деньги или по зову карьерных высот сегодня ввязывается в помойные битвы, в перспективе может навеки остаться и без первого, и без второго посреди бескрайних ассенизационных просторов. Я абсолютно уверена, что ни с одной из стоящих перед нашей Родиной задач и проблем мы не справимся, если не наведем порядок с общественно-политической гигиеной. Никакого светлого модернизированного будущего не светит стране, говорящей о важном не на родном языке, а на «сортирном» диалекте.

* Автор — член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл Россия»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow