Сюжеты

У корпорации Panasonic достаточно дорогих юристов, чтобы не платить по счетам

Открытое письмо чрезвычайному и полномочному послу Японии в России господину Масахару Коно

Этот материал вышел в № 101 от 13 сентября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Уважаемый господин посол! Япония — страна с богатыми историческими, культурными и духовными традициями, где огромное значение придается репутации, честности, законопослушности, соблюдению данного слова и взятых обязательств. И я понимаю,...

Уважаемый господин посол!

Япония — страна с богатыми историческими, культурными и духовными традициями, где огромное значение придается репутации, честности, законопослушности, соблюдению данного слова и взятых обязательств. И я понимаю, что Ваша миссия в России — блюсти и поддерживать эти ценности в том числе. Тем неприятнее обращаться к Вам с просьбой о вмешательстве в ситуацию, в которой одна из ведущих японских корпораций — Panasonic — ведет себя не только незаконно, но и, увы, недостойно.

С 2004 года наша компания, ООО «Агентство Коммерческой Безопасности», официально сдает в аренду российским «дочкам» корпорации Panasonic — АО «Панасоник (СНГ)» и ООО «Панасоник (Рус)» около 4 тысяч кв. метров офисных и складских помещений по адресу: Москва, ул. Профсоюзная, дом 56. И до последнего времени партнерство было дружелюбным и взаимовыгодным.

Кризис, однако, затронул всех, и Panasonic в том числе. Видимо, корпорация стала нести убытки. В ноябре 2009 года в Москву в качестве антикризисного менеджера прибыл господин Дзюнитиро Китагава, который фактически стал внедрять в жизнь разработанный в корпорации план выхода из кризиса, заключающийся, по его словам, в широком сокращении расходов. Вначале он отказался оплачивать услуги по обслуживанию офиса: выносу мусора, замене электрических лампочек, ремонту унитазов, писсуаров и т.д. Затем перестал выполнять условия договоров аренды по обязательному страхованию занимаемых помещений и предоставлению арендодателю списка сотрудников компании. И наконец, 26 июля 2010 года нам поступило уведомление из «Панасоника» об одностороннем досрочном прекращении договоров аренды. И переезде в новый офис, который, к слову, уже сейчас обходится дороже предыдущего.

Что ж, такое бывает. Руководствуясь Гражданским кодексом РФ и требованиями конкретных пунктов наших совместных договоров об аренде, мы предложили «Панасонику» пригласить комиссию и провести совместное обследование арендуемых помещений с целью проверки их технического состояния и оформления протоколов осмотра помещений. Простая и понятная процедура. «Панасоник», несмотря на официальное уведомление, по каким-то причинам участия в работе комиссии не принял.

По результатам работы комиссия зафиксировала следующие факты:

— «Панасоник» нарушил требования целого ряда пунктов (пп. 5.2.3, 5.4.6., 6.2) договоров аренды, а именно без письменного согласия Арендодателя и предъявления проектной документации, согласованной с компетентными техническими службами, провел крупномасштабные реконструкции, перепланировки и переоборудования арендуемых помещений. Это довольно строгое нарушение: самовольно перестраивать и перепланировать помещения может быть просто опасно.

— «Панасоник» нарушил требования п. 5.4.5. договоров аренды по своевременному проведению за свой счет текущего ремонта арендуемых помещений.

Протоколы осмотра помещений содержат большой объем описаний и фотографий, фиксирующих выявленные нарушения.

По результатам работы комиссии независимые эксперты составили смету обязательных расходов на работы и материалы, необходимые для устранения нарушений, допущенных «Панасоником» в отношении арендуемых помещений. Общая сумма составила 20 314 820 рублей 94 копейки.

Протоколы осмотра помещений и претензионные письма с приложением копий смет были переданы в «Панасоник». В получении документов расписался руководитель Административного департамента российского офиса Михаил Новиков.

И далее — тишина.

«Панасоник» не только не подписал полученные документы, но и отказывается возвратить наш экземпляр протокола. Топ-менеджеры российского офиса «Панасоника», включая его главу и финансового директора, избегают общения и практически скрываются. В общей сложности мы направили по различным каналам 22 официальных письма с просьбами выполнить взятые на себя договорные обязательства. Письма направлялись не только в Московское представительство, но и в головной офис в Японии — в город Кадома, округ Осака. Ответов на данные письма до настоящего времени не поступило.

Буквально на днях мне все-таки удалось встретиться с генеральным директором ООО «Панасоник (Рус)» и кризис-менеджером Дзюнитиро Китагава, который заявил, что, если он заплатит такую сумму, его уволят. А через день, 8 сентября нынешнего года, мы получили от него письмо, в котором он полностью исказил суть наших законных требований, обвинил нас в вымогательстве и отказался платить по счетам.

Руководитель Административного департамента российского «Панасоника» Михаил Новиков разъяснил нам все еще более доходчиво: «Корпорация «Панасоник» — это империя, и у нее достаточно хороших дорогих юристов, чтобы не платить таким, как вы. Если вы вздумаете бороться с «Панасоником», вас раздавят».

И вот тут, господин посол, придется задать несколько вопросов. Действительно ли в правилах японского бизнеса не уважать законы той страны, в которой работаешь? Может ли сотрудник японской компании поставить личные интересы выше соблюдения договоренностей и законов? Действительно тяжелое экономическое положение может являться основанием для того, чтобы не только не платить по счетам, но даже не пытаться прийти к каким-либо договоренностям?

Мне всегда казалось, что нет. Но, к сожалению, на примере великой, как заявляется в рекламе, японской корпорации Panasonic на все эти вопросы можно ответить уверенным «да». Почему компания так действует в России? Или это уже общемировая практика? Неужели кризис, не только мировой, но и корпоративный, так глубоко поразил Panasonic, что единственным методом его преодоления избирается невыполнение обязательств? Ладно, наш случай частный и нас в итоге «раздавят», а чего ждать крупным партнерам корпорации, ее инвесторам?

Я далек от мысли, господин посол, что Вы имеете прямые правовые инструменты влияния на публичную компанию. Однако я буду крайне признателен, если Вы донесете свою озабоченность ситуацией до руководителей ключевых бизнес-ассоциаций и объединений Японии, деловых СМИ, организаций, которые следят за соблюдением бизнес-этики, ну и до руководства самой корпорации Panasonic.

Ведь имидж и репутация страны не могут напрямую зависеть от действий отдельно взятой компании, даже если ее менеджеры спасают свои кресла. Но если такое происходит — это не может не стать делом государственного интереса и важности.

Буду признателен за возможность ответить на Ваши вопросы лично.

С почтением,
генеральный директор
ООО «Агентство Коммерческой Безопасности» 
Алексей Е. Киселев

Комментарий

Александр Харин, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций корпорации Panasoniс:

— Мы считаем претензии необоснованными. Договор субаренды был заключен, и процедура расторжения этого договора была проведена с соблюдением российского законодательства. Все платежи были произведены. Поэтому мы считаем совершенно необоснованным заявление о требовании с нас еще 20 млн рублей.

Если какая-то информация, собранная о нас, будет нам представлена, то мы проведем соответствующее расследование. Никакой информации пока не представлялось. Соответственно, если будут производиться какие-то противоправные действия, то мы будем обращаться в суд.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera