Сюжеты

Забастовка — не спектакль

Архангельский театр парализован «человеком из попсы»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 101 от 13 сентября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Андрей ПерцевНовая газета

 

Коллектив Архангельского драмеатра готов к забастовке. Уже создана согласительная комиссия, требования артистов поддерживает региональный профсоюз работников культуры. Театралы выступают против грубого вмешательства в творческую политику...

Коллектив Архангельского драмеатра готов к забастовке. Уже создана согласительная комиссия, требования артистов поддерживает региональный профсоюз работников культуры. Театралы выступают против грубого вмешательства в творческую политику со стороны и.о. директора театра Леонида Дзюника, в прошлом бывшего концертного директора группы «Тату», пришедшего в храм искусства с подачи губернатора.

Спектаклей все меньше

— Вместо 11 спектаклей в новом сезоне будут поставлены три. Все мои предложения не прошли, прежние договоренности придется нарушать, хотя режиссером одной из постановок должен был стать Роберт Стуруа. Впрочем, новый сезон может и не начаться: коллектив всерьез настроен бастовать, — мрачно говорит главреж Архангельского театра драмы Петр Орлов.

С тех пор, как человек из попсы (так отзываются о Дзюнике работники театра) возглавил архангельскую «драму», жизнь в творческом коллективе действительно стала драматической. С художественным советом новый и.о. директора предпочитает не советоваться, а все решения по творческой политике принимает единолично. Кроме того, почти сразу после прихода на должность Дзюник сократил завлита Нину Самойлович под предлогом нехватки средств на зарплату. Что, впрочем, не помешало ему пригласить на должность зама по финансам человека из Москвы, а на должность завмуза — волгоградку, которая в театре до этого вообще не работала.

— А ведь этим людям нужно еще и квартиры снимать! В Архангельске немало хороших специалистов. А сокращение должности завлита и смешно, и страшно одновременно! Как может театр обойтись без завлита? — возмущается Петр Орлов.

По словам руководителя профсоюза театра Михаила Андреева, коллектив требует отмены приказов Дзюника по творчеству, которые не согласованы с худсоветом и главным режиссером, а также против увольнений, которые были проведены с нарушениями закона.

— Дзюник ведет себя как самодур, который не считается ни с кем и хочет показать свою значимость. Сейчас мы создали согласительную комиссию, вышли на процедуру коллективного трудового спора, движемся к забастовке. Но важно делать все по закону, — объясняет Андреев.

Подавлю!

Почему важно филигранное соблюдение трудового законодательства, понимаешь после того, как слышишь от Петра Орлова о его разговоре с губернатором Ильей Михальчуком: губернатор, услышав о том, что коллектив выступил против методов работы его протеже, заявил: «Подавлю». Пример «конструктивного диалога» между губернатором и творческим коллективом был в мае, когда Илья Михальчук пытался убедить театралов в том, что Дзюник, будучи директором, вреда не принесет, а в творческую политику лезть не будет. Но уже тогда глава региона прозрачно намекнул, что может быть с несогласными.

— Если кому не нравится, то…

Сейчас политика Дзюника не нравится большинству работников. Актеры не хотят ехать на гастроли по области, некоторые отказываются играть в спектакле «Дядя Ваня», режиссером которого стал прежний главреж театра Петр Суворов. Так поступил актер Сергей Чуркин, который должен был играть роль Астрова.

— Не могу репетировать в такой атмосфере, — объясняет свои действия актер.

Замену Чуркину нашли, но амплуа нового актера плохо стыкуется с ролью Астрова. Актеров возмущает и сокращение количества спектаклей.

— Они и приносят театру доход, прошлый год мы закончили с прибылью, в зале аншлаги! Зрителя начинают отучать от спектаклей, — полагает Петр Орлов.

Кстати, главреж не поставит в новом сезоне ни одного спектакля, зато теперь по служебным обязанностям он должен «информировать директора о несанкционированных акциях в творческом коллективе».

— То есть, попросту говоря, «стучать». Делать этого я не буду, — твердо заявляет режиссер.

Отучение от искусства

У актеров есть предположения, зачем зрителя «отучают» от спектаклей: с 2012 года театр станет автономным учреждением, его можно будет обанкротить, а здание приватизировать. Отвыкший от театра зритель, по их мнению, — залог успеха операции областных чиновников.

В региональном правительстве уверяют, что главное — это интересы зрителей, ради которых и работает театр.

— Мы знаем, что обстановка в коллективе накаленная. Наша задача в том, чтобы ситуация не достигла апогея, социального взрыва. Большинство разногласий сейчас касается тонкостей репертуарной политики, в них министерство как учредитель вмешиваться не должно, это внутреннее дело. Но сейчас в театре работает примирительная комиссия, мы тоже принимаем в ней участие, но без права голоса, — поясняет замминистра Лидия Буторина.

Она считает, что причина конфликта во многом состоит в личных амбициях. Чьих — чиновница уточнять не стала.

— Леонид Дзюник — человек новый, он может совершать ошибки. Если он выйдет за рамки закона, мы немедленно отреагируем! — уверяет Лидия Буторина.

Работники театра заявлениям областного министерства уже не очень верят. И продолжают тихо готовиться к забастовке.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera