Сюжеты

Зачем «Человеку-пауку» два высших образования?

Амбиции франко не ограничиваются мировой славой

Этот материал вышел в The New York Times (17.09.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Художественные амбиции актера Джеймса Фрэнко, наиболее известного по трем сериям фильма «Человек-паук», простираются гораздо дальше банальной популярности. Его живопись и видеоинсталляции выставляются в картинных галереях. Он учится...

Художественные амбиции актера Джеймса Фрэнко, наиболее известного по трем сериям фильма «Человек-паук», простираются гораздо дальше банальной популярности. Его живопись и видеоинсталляции выставляются в картинных галереях. Он учится одновременно в нескольких университетах, пишет рассказы, сочиняет стихи, снимается в эпизодах сериала телеканала ABC «Больница» и параллельно то и дело появляется в таких блокбастерах, как «Есть, молиться, любить». Его кросс-культурные зигзаги вызывают потоки комментариев в блогах и в печати, иногда не без участия самого мистера Фрэнко.

В фильме «Крик» 32-летний Джеймс Фрэнко сыграл молодого Алена Гинсберга. На протяжении большей части фильма его герой дает интервью остающемуся за кадром собеседнику. Премьера фильма состоялась в этом году на фестивале «Сандэнс» в Юте, а его выход на широкий экран назначен на 24 сентября.

С создателями «Крика», Джеффри Фридменом и Робом Эпстином, Джеймс Фрэнко познакомился на съемках фильма «Милк» (режиссер этого фильма, Гас Ван-Сент, выступил в роли продюсера «Крика») и согласился сниматься, прежде чем был решен вопрос с финансированием. «Согласие Фрэнко очень нам помогло, фильм сразу получил дополнительные очки», — заявил Джеффри Фридмен.

К появлению в образе Алена Гинсберга Фрэнко готовился, просматривая его интервью, читая биографические книги, встречаясь со специалистами по его творчеству и привыкая к гинсберговским очкам. По мнению Фрэнко, молодой поэт горел желанием высказаться уже тогда, когда сам еще только начинал понимать, что же именно он хочет сказать. То же самое можно сказать и о самом Джеймсе Фрэнко.

«Помню, я в шутку назвал его битником XXI века, — рассказывает Роб Эпстин. — И у него действительно есть сходство с битниками. Он с восторгом бросается в эксперименты и пробует самые разные творческие амплуа».

Во время подготовки к съемкам «Крика» Джеймс Фрэнко одновременно учился в магистратуре отделения кинематографии Нью-Йоркского университета и в магистратурах литературных факультетов Колумбийского университета и Бруклинского колледжа. В течение нескольких месяцев по дороге на занятия он слушал в наушниках, как Гинсберг читает свою поэму «Вой». «Я брал с собой текст и, следя глазами по строчкам, слушал, как он его читает, добиваясь того, чтобы его голос въелся мне в мозг», — рассказал Фрэнко.

В университете Джеймс Фрэнко снял три короткометражных фильма о поэзии, а сейчас работает над сценарием художественного фильма о поэте Харте Крейне (по биографической книге Пола Мэриэни). Он собирается сам поставить этот фильм и сняться в главной роли. Одновременно он заканчивает пятый семестр еще одной магистратуры в колледже Уоррена Уилсона недалеко от Эшвилля, штат Северная Каролина. Там он изучает поэзию.

Актеры не так уж часто перетруждают себя учебой в университетах, но Джеймс Фрэнко не ограничивается получением образования. В нью-йоркской художественной галерее Clocktower проходит его дебютная выставка, а в октябре в свет выйдет его первая книга: сборник рассказов «Пало-Альто», посвященный его родному калифорнийскому городу. Следом Фрэнко собирается сниматься в фильме «127 часов» по пьесе Дэнни Бойла, основанной на подлинной истории Арона Рэлстона — туриста, которому пришлось отрезать себе руку, чтобы выбраться из капкана, в который он угодил в каньоне в Юте. В этом фильме Джеймсу Фрэнко также предстоит большую часть времени жить на экране в одиночестве. Наконец, этой осенью Фрэнко приступает к занятиям в докторантуре по английской филологии в Йельском университете.

«Наверное, я зря рассказываю, сколькими вещами я занимаюсь одновременно. Догадываюсь, все это звучит дико», — резонно замечает Джеймс Фрэнко.

Известность, по его словам, никак не повлияла на его литературное творчество, хотя он и понимает, что читатель неизбежно будет воспринимать его тексты как тексты актера. «Как бы много я ни работал в кино, это лишь моя работа, — говорит Фрэнко. — А литература, поэзия это… не знаю, как лучше объяснить. Это чистое самовыражение».

Такая невероятная продуктивность отчасти стала результатом полученного Фрэнко воспитания. Интересы его родителей включали в себя живопись, программирование, реформирование системы образования и детскую литературу. «Наверное, нашу семью можно назвать весьма необычной», — сказал самый младший из трех братьев Фрэнко, Дейв, также актер.

Превращение Джеймса Фрэнко из кинозвезды в интеллектуала не удивляет его партнера по съемкам в культовом телесериале «Чудики и чокнутые» Сета Роджена, который говорит, что «если чему и стоит удивляться, так это тому, что Джеймс какое-то время шел по дорожке коммерческой кинославы».

Пока что Джеймс Фрэнко не снискал внимания критиков ни в одном амплуа, кроме актерского. Но по его словам, сегодняшние занятия приносят больше удовлетворения. «Все, что я могу, это делать как следует все, за что берусь», — говорит Фрэнко.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera