СюжетыПолитика

Комментарии

Этот материал вышел в номере № 103 от 17 сентября 2010 г.
Читать
Руслан Аушев, первый президент Республики Ингушетия: — Инициатива попахивает депортацией. Огромное количество кавказцев и без того уже работают в других регионах России, в СНГ. Брат перебрался в Тюмень — перевез за собой родственников....

Руслан Аушев , первый президент Республики Ингушетия:

— Инициатива попахивает депортацией. Огромное количество кавказцев и без того уже работают в других регионах России, в СНГ. Брат перебрался в Тюмень — перевез за собой родственников. Непонятно, что в таком случае предлагается изменить. И не думаю, что многие поедут. А снятие межэтнической напряженности — вопрос вообще из другой оперы. Горцы всегда возвращаются к очагу. Здесь родовые кладбища, здесь все прошлое. Никто из родного дома навсегда не уйдет. Как тогда снять напряженность?

Хасан Дзуцев , доктор социологических наук, директор Северо-осетинского центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН:

— Российским политикам надо учитывать менталитет населения Северного Кавказа. Это не американцы, которые 40 раз в течение своей жизни меняют и рабочее место, и место жительства. Это традиционное общество, и на такую мобилизацию оно вряд ли способно. Второй фактор, который нужно учитывать, — на Северном Кавказе мы даем дипломы, а не образование. Уровень знаний, полученных в наших вузах, очень низкий.

Психологически такой шаг будет воспринят как отказ правительства России от реальной экономической политики на Северном Кавказе. Это будет способствовать усилению религиозных экстремистских настроений, которые и так постепенно овладевают регионом.

Я бы на месте федерального правительства укреплял федеративность нашего государства, в первую очередь вернул выборность глав субъектов. Отмена выборов была катастрофической ошибкой. Стоит также сменить принцип отбора кадров в местных элитах. Нужно отбирать людей на государственные позиции не по принципу междусобойчика, клановости и лояльности.

Алексей Малашенко , эксперт Центра Карнеги по проблемам Кавказа:

— Программа заявляет очень сложный процесс. К переселению трудовых мигрантов должны быть готовы обе стороны. Важно знать регион, куда направят работников, знать, как все будет организовано. Куда, кто, в каком количестве и в каком качестве поедет. Где будут жить эти люди, переедут они с семьями или без… Вот когда родится документ, в котором все это будет проговорено, тогда идея будет приобретать конкретные очертания, может, и позитивные. А так это болтовня. Ясно, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

Все федеральные целевые программы на Кавказе, по-моему, закончились. Потому что в этих условиях — когда взрывают каждый день — никаких программ быть не может.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow