Сюжеты

Каждый год Москва теряет в пробках 740 миллионов часов

Японец Киитиро Хатояма выяснил основные причины московских заторов

Этот материал вышел в № 103 от 17 сентября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Дарья ПыльноваДмитрий Шкрылёв«Новая газета»

В Москве вышла книга сына недавнего премьер-министра Японии о дорожных проблемах российской столицы — на русском языке. Концепция дорожного движения, которую предлагает 34-летний Киитиро Хатояма, основана на трех китах: инновационные...

В Москве вышла книга сына недавнего премьер-министра Японии о дорожных проблемах российской столицы — на русском языке. Концепция дорожного движения, которую предлагает 34-летний Киитиро Хатояма, основана на трех китах: инновационные технологии, продвинутая инфраструктура, менталитет «умного водителя». Последние несколько лет Киитиро Хатояма интенсивно исследует эту проблему, объехал на машине и облетел на вертолете все самые сложные московские развязки и участки дорожного движения и год назад уже успел поделиться с читателями «Новой газеты» впечатлениями от увиденного (см. №106 от 25.09.2009).

Теперь эти впечатления обрели форму конкретных цифр. Японский ученый выяснил, что плотность сети автодорог в Москве в четыре с лишним раза ниже, чем на территориях сопоставимого размера в Европе. Общая протяженность улично-дорожной сети российской столицы составляет 3580 км вместо необходимых в нашем случае на сегодняшний день 8500—9000 км. И это притом что за последние двадцать лет (!) дорожная сеть столицы подросла всего лишь на 160 км, а парк автомобилей за тот же период увеличился в 3,6 раза. В итоге удельный показатель длины улично-дорожной сети на каждую тысячу жителей мегаполиса, фактически напрямую влияющий на решение проблемы заторов на дорогах, уступает берлинскому, например, уже как минимум в пять раз.

В своей книге Киитиро Хатояма приводит сравнительные графики средней скорости движения в Москве и мегаполисах Европы в час пик, согласно которым в столице России она составляет всего 10 км/ч, что в полтора раза медленнее, чем в Лондоне, и в три с половиной раза меньше аналогичного показателя по Хельсинки. Возможно, поэтому совокупная годовая потеря времени в пробках Москвы в пересчете на всех водителей составляет 740 миллионов часов, что, по оценке Киитиро Хатоямы, в два раза превышает токийскую. В денежном выражении экономический ущерб, согласно его расчетам, составляет от 18 до 26 млрд долларов.

Кстати, даже по самым оптимистичным оценкам, оказывается, что полученная ученым цифра ущерба в 146 раз больше официально заявленного (на текущий год) бюджета Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годы» и составляет не менее 40% ежегодного объема финансирования ремонта и содержания всех федеральных дорог России, представленного на графиках Росавтодора. Иными словами, бороться с пробками в Москве не только социально важно, но и экономически рентабельно.

Говоря о возможных решениях проблем, Киитиро Хатояма действует традиционно по-японски: ничего не навязывает, а приводит примеры борьбы с аналогичными трудностями из мировой практики, совершенно не утверждая, что они легко будут приняты и удачно приживутся на нашей почве. Тем более что решать, по его словам, придется целый спектр накопившихся проблем — от неудовлетворительного состояния дорожного покрытия и недостатков технических средств организации дорожного движения до устаревших физически и морально технологий управления дорожным движением. От усовершенствования системы дорожной разметки до оснащения светофоров микрочипами с интеллектуальными системами управления фазами переключения в зависимости от времени суток и ситуации на дорогах. От создания мобильных отрядов ГИБДД до радикального изменения как минимум 350 локальных схем организации движения и усовершенствования системы регистрации обстоятельств ДТП. От снижения отрицательного эффекта от перекрытия дорог для проезда VIP-чиновников — за счет создания систем точного информирования о возможных путях объезда и периоде времени, в течение которого трасса будет закрыта, — до воспитания менталитета «умного вождения» у всех участников дорожного движения. Ради последнего, кстати, в школах вождения Токио, по словам Хатоямы, изучают не только собственно вождение и правила дорожного движения, но и так называемые правила хорошего тона при поведении на дороге.

Поскольку книга написана в соавторстве с руководителем департамента транспорта и связи Москвы Василием Кичеджи, она может стать своеобразным тестом на способность исполнительной власти столицы к столь радикальным изменениям, о необходимости и рентабельности которых ее представителям теперь известно из первых рук. Как при этом объяснить, что такое «умное вождение», нашим VIP-чиновникам, без конца выезжающим на «встречку», — это уже, наверное, проблема российских идеологов. Иначе мы так и останемся в каменном веке. «Россия — это нация водителей в первом поколении», — говорится в послесловии к книге. И дальше — фактически о реальных демократических ценностях: «Нужно время для того, чтобы нормой стало не только ответственное отношение к Правилам дорожного движения, но и прежде всего уважение со стороны самих участников движения».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera