Сюжеты

Тысяча смелых Марьиванн

Объявлен «президентский призыв» в сельские школы: молодым учителям обещают по 500 тысяч рублей. Глухой поселок Каменский (из «предприятий» — зона и психушка) ждет своего героя

Этот материал вышел в № 106 от 24 сентября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Надежда АндрееваСоб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.

В наступившем учебном году решено привлечь в сельские школы «перспективных выпускников вузов». Педагогам, которые согласятся переехать в глубинку на пять лет, обещаны федеральные гранты в размере 500 тысяч рублей. По расчетам Министерства...

В наступившем учебном году решено привлечь в сельские школы «перспективных выпускников вузов». Педагогам, которые согласятся переехать в глубинку на пять лет, обещаны федеральные гранты в размере 500 тысяч рублей. По расчетам Министерства образования, в отдаленные учебные заведения отправится ровно тысяча успешных молодых людей, которые получили дипломы «с общим высоким баллом» в прошлом и нынешнем годах. О введении «системы моральных и материальных стимулов для отечественного учительства» еще зимой говорил президент Медведев при утверждении национальной инициативы «Наша новая школа». Примечательно, что одновременно образовательное ведомство заявляет о сокращении педагогических вузов, закрытии школ и возможном увольнении 200 тысяч уже работающих учителей.

Условия нового образовательного проекта напоминают приключенческое телешоу: герои должны добраться в труднодоступное место и продержаться там определенное время для получения денежного приза. Одного из тысячи смелых ждут в поселке Каменский Красноармейского района Саратовской области. Существенные характеристики места действия: 80 километров до города по бездорожью, менее 3 тысяч жителей, основные предприятия — исправительная колония и психиатрическая больница. Местной школе по «президентскому призыву» обещан учитель английского языка.

От сказок Гримм до Каменлага

Несмотря на послеобеденный час, в школе шумно. Младшие пищат во дворе, старшие топают в спортзале. «Детей до девяти вечера отсюда не выгонишь», — с гордостью поясняют учителя, добавляя, что здесь же «проводят мероприятия» и сельская администрация, и совет ветеранов. Опережая задачи проекта «Наша новая школа», учебное заведение уже стало центром общественной жизни. Не то чтобы здание очень хорошо для этого приспособлено (наоборот, специальных помещений для кружков и секций не хватает), просто в поселке, существующем для обслуживания зоны и психушки, деваться больше некуда.

Школе в Каменском почти 200 лет. Ее основали, когда село называлось Гримм. Здесь жили 10 тысяч человек, втрое больше, чем сейчас. В двухэтажке справа размещались курсы усовершенствования учителей (сейчас здесь контора ЖКХ), на окраине видны здания балетных классов из красного кирпича с арками (сейчас — сельскохозяйственные склады), от двух деревянных кирх — громадных, на тысячу посетителей каждая — ничего не осталось.

После депортации в селе организовали Каменлаг, который в течение полувека превращался то в строгую, то в «полосатую» (особого режима), то в милицейскую зону. Как говорят местные, здесь сидел родной брат Павлика Морозова.

Школа часто выигрывает

Почти в каждом кабинете школы стоят неплохие компьютеры и интерактивные доски, есть Интернет со скоростью 512 кб/с. Именно о количестве установленного в учебных заведениях оборудования обычно говорят чиновники, отчитывающиеся об успехах модернизации образования. Но технику школе дали не просто потому, что так должно быть. Это не результат регулярного снабжения, а награда за победы в отраслевых конкурсах. По выражению педагогов, они «как пауки» выискивают информацию о подобных состязаниях и по выходным готовят килограммы документов для жюри.

За последние годы школа в Каменском выиграла более 1,5 млн рублей.

«К нам из Волгоградской области приезжали за советом: мол, техника стоит в упаковке, не знаем, с какой стороны подходить, — рассказывает директор Владимир ГЕРМОНИЙ. — Мы применили метод тыка. Раздали учителям по доске, каждый поэкспериментировал, а потом рассказал товарищам, что с ней можно делать».

«Когда я начинала работать, еще калькуляторов не было. С техникой я на «вы», — признается учитель химии и биологии Галина СЕРЕБРЯКОВА. Она преподает 47 лет. Когда в школу завезли новое оборудование, Галина Федоровна честно предупредила учеников, что побаивается шайтан-машинок. Не она одна: в школе восемнадцать учителей, средний возраст — 50 лет. «Главное, чай на клавиатуру не проливайте», — успокоили дети. Серебрякова, как и прежде, объясняет материал устно, а ученики отвечают за мультимедийное сопровождение лекции.

Как указывают авторы образовательной национальной инициативы, в «Новой школе» вознаграждение педагогов не будет зависеть от стажа. В некотором роде это пожелание уже сбылось. Галина Федоровна получает 6 тысяч рублей. Поддерживать культурный уровень на эти деньги довольно затруднительно: в музеи и театры она выезжает в качестве сопровождающей с классом, когда родители покупают экскурсию. Профессиональную литературу не выписывает, да и читать, честно говоря, некогда, ведь без огорода и коровы не проживешь. На методические пособия педагогам полагается 100 рублей в месяц. Их тратят на покупку картриджей и бумаги для распечатки отчетов, так как по мере модернизации образования показатели документооборота растут быстрее всего.

Подушевой подход

Школа в Каменском выступает экспериментальной площадкой для разных направлений реформы. Одной из первых она перешла на подушевое финансирование, в 2012 году эту систему должны ввести все общеобразовательные учреждения страны. В школе, рассчитанной на 460 человек, учится 161. Каждый ребенок приводит за собой 3-5 тысяч бюджетных рублей в месяц и по 300 родительских в год (это добровольные взносы в попечительский фонд). В результате зарплата педагогов упала в три раза. Сократили ставки библиотекаря, вожатой, гардеробщицы. Как заявлял министр образования Андрей ФУРСЕНКО, в учебных заведениях скопились десятки тысяч лишних сотрудников из числа вспомогательного персонала. Хотя в школе Каменского нет не только психолога — вовсе не лишнего с учетом соседствующих учреждений, но даже охранника. Здесь есть логопед. Однако школа не может позволить себе содержать отдельного специалиста. Сейчас логопед переквалифицируется в учителя немецкого, а занятия по развитию речи будет вести дополнительно в виде кружка.

Кстати, бесплатного переобучения на смежную специальность для педагогов, уже работающих в школе, не существует. Желающие могут получать второе высшее образование, но большинству это не по карману.

Одной из целей образовательной реформы называют введение инклюзивного обучения. В Каменском оно уже действует, и ведь совсем бесплатно получилось. В Красноармейском районе нет ни одной коррекционной школы, а дети с особенностями развития есть. Две девочки из Каменского получили направления от медико-психологической комиссии, но в интернаты других районов их не принимают — не хватает мест. Сейчас детей пытаются обучать в местной школе по обычной программе. Не принять их нельзя: это будет считаться нарушением закона «Об образовании». Официально организовать ступень коррекционного обучения тоже невозможно — скудное подушевое финансирование не оставляет на это средств.

По той же причине подушевая система не стимулирует педагогов к повышению квалификации: они опасаются, что школа не найдет денег на увеличение зарплаты, которое полагалось за это раньше. Кроме того, время обучения на курсах не входит в педагогический стаж и ниже оплачивается. По статистике, только 20% российских учителей пользуются системой переподготовки. Большинство не изменяет свою работу качественно, а берет дополнительную количественную нагрузку, за которую дают стимулирующие надбавки. Например, за мероприятия по классному руководству — 96 рублей в месяц, за проведение родительских собраний — 46 рублей, еще по чуть-чуть за работу в школьной мастерской, на приусадебном участке и т.д. Глубокая индивидуальная, творческая работа с ребенком, погружение в какую-либо одну, но общую и важную для ученика и педагога тему не умещается в эту систему оценки труда.

В проекте «Наша новая школа» увлекательно описаны «умные» здания школы будущего, например: «Системы отопления и кондиционирования должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года». В школе Каменского нужно отремонтировать систему отопления, последний раз это делалось в 1986 году. Три года назад работы стоили бы около 800 тысяч рублей. Сейчас необходимо 2,5 миллиона. В муниципальном бюджете этих денег нет, у сельских родителей — тоже.

Человек редкой профессии

Валентина Чупрыненко работает в школе второй год. Вообще-то Валя — студентка пятого курса, но школьная традиция велит называть всех по отчеству. В педагогику Валентина Владимировна пришла потому, что перевелась на заочное отделение, срочно требовалась работа, желательно интеллигентная. Престиж профессии ощущает часто: «Когда люди узнают, кем я работаю, удивляются: ни фига себе, классно! Как в годы дефицита радовались редкому продукту, так сейчас при виде молодого педагога». С материальными стимулами сложнее. Валентина Владимировна получает 5 тысяч рублей. Из последних крупных покупок припоминает фен.

Как социальный педагог Валентина Владимировна работает с бедными семьями. Таковых здесь около 20%, по сравнению с соседними деревнями поселок считается зажиточным. По словам собеседницы, школьники голодными не ходят: бюджет выделяет на них по 10 рублей в день. На эти деньги следует организовать горячее питание, положенное всем ученикам по закону. «А вы пробовали составить меню на эту сумму?» — задаются вопросом педагоги. Если брать овощи с приусадебного участка, учесть помощь тюремного хозяйства, а также вклад учителей, приносящих излишки с личных огородов, — денег хватит на мясной суп, хлеб и сладкий чай.

По вечерам Чупрыненко патрулирует улицы, чтобы старшеклассники не связывались с бывшими пациентами и уголовниками, оседающими в поселке после освобождения. В Каменском есть участковый, которому эта работа подходит больше, чем 21-летней учительнице. Но он то болен, то занят важными делами. Валя не унывает: «Врагов у меня нет. А бегаю я быстро». Также она должна посещать на дому пьющих родительниц. Для воздействия на них у педагога есть одно средство, называется «а поговорить?». Если мамаша впала в полный дзен, пора приглашать комиссию по делам несовершеннолетних.

Валентина замечает, что «большинство старшеклассников ходит в школу без желания». В анкетах подростки указывают в качестве главных ценностей семью, здоровье, интересный досуг, а образование и карьера занимают последние места. Недавно школа чуть не лишилась трех медалистов: перед самым выпуском они вдруг забросили учебу. «Оказалось, дело в родителях. Внушили детям безысходность: мол, какая разница, есть у тебя медаль или нет, поступить можно только за деньги», — рассказывают учителя.

ЕГЭ: на «крокодиле» не подъедешь

Уже сейчас в школе готовятся к будущему ЕГЭ. Старшеклассников обучают по социально-гуманитарному направлению (профильное образование — еще одна часть реформы). Это значит, что естественные науки преподают только раз в неделю. Несмотря на это, две девочки решили сдавать биологию. Городские дети в таком случае могут перейти в другую школу. В поселке этой возможности нет. Школа готова открыть второй, естественный профиль. Но не позволяют бюрократические нормы: на школу со 161 учеником два «уклона» не положено. То есть дополнительные занятия по выбранному предмету выпускницы могут получить только за деньги.

На ЕГЭ нужно ездить в Красноармейск — около часа пути по дороге, которую здесь называют асфальтовой. У школы имеется «КАвЗ» по прозвищу «крокодил». Муниципалитет выделяет бензин для одиннадцатиклассников и на два основных экзамена государственной итоговой аттестации (ГИА) для девятиклассников. Дорогу на выборные и пробные экзамены оплачивают родители — по 30 рублей с человека. Как говорят местные, в соседних деревнях, где асфальта и школьных автобусов нет, нужно нанимать такси за 400-500 рублей.

Обсуждая результаты экзаменов, педагоги, как и в прошлые годы, обнаружили просчеты в КИМах (контрольно-измерительных материалах): на географии были ошибки в картах, на биологии задания выходили за рамки школьной программы, на истории к одному вопросу давалось несколько правильных ответов. На этапе апробации ЕГЭ у педагогов запрашивали письменные отзывы. Сейчас экзамен переведен в штатный режим. Ошибки остались, мнение учителей больше никого не интересует.

Школьники Каменского с каждым годом сдают ЕГЭ лучше. Как и предполагалось, у детей вырабатывается навык к решению тестов. Столь же ожидаемо, как отмечают учителя, «они разучиваются говорить».

Единый экзамен задумывали в том числе для поддержки детей из такой глубинки, как поселок Каменский, желающих поступить в престижные вузы. «По-настоящему престижные по-прежнему проводят дополнительные испытания. Остальные пересчитывают баллы по своей шкале, принимают льготников и олимпиадников. Ребенку из села трудно ориентироваться в этой системе. Где равноправие, ради которого все затевалось?» — недоумевает директор Владимир Гермоний.

«Золотые» вакансии

На сайте областного министерства образования вывешено около 120 вакансий. Например, в селе Новопушкинское Энгельсского района ищут учителей физики и информатики на зарплату в 5 тысяч рублей. В селе Земляные Хутора Аткарского района — учителей ОБЖ, географии, истории и физкультуры за 4,3-5 тысяч рублей. В селе Новокривовка Советского района ждут географа на 3021 рубль, в селе Елшанка Новобурасского района — информатика за 2106 рублей, да еще с опытом работы не менее пяти лет.

В федеральную программу попали восемь вакансий из Саратовской области — учителей иностранного языка, математики и физики в Ершовском, Краснокутском, Озинском, Пугачевском, Советском, Ртищевском и Красноармейском районах. Отбором предложений занималась рабочая группа, в состав которой входили сотрудники аппаратов полпредов, Минрегиона и профсоюза народного образования. Отбор будущих учителей поручен региональным образовательным ведомствам. На места могут претендовать молодые люди, получившие дипломы в 2009—2010 годах. С победителями заключат договоры, согласно которым придется отработать в глубинке не менее пяти лет. В конце нынешнего года педагогам перечислят 250 тысяч рублей из федерального бюджета, в конце 2011-го — еще 250.

В Каменском ждут «иностранца». По местным меркам обещанного гранта хватит на покупку крепкого дома. Впрочем, в поселке есть брошенные двух- и трехкомнатные квартиры, а одна из сотрудниц школы даже готова пустить новичка в пустующий дом своего сына. «Голая» ставка составит в пределах 10 тысяч рублей. Но, как говорит директор Владимир Гермоний, для привлечения молодого кадра «мы готовы на все», а именно: учителю могут дать еще два урока труда в неделю, дополнительные занятия, общественно-воспитательные мероприятия, доплаты за проверку тетрадей и классное руководство. Соседние сельские школы, где нет учителей английского, также хотят привозить на уроки своих детей и согласны взамен предоставить преподавателю часы из своей сетки. Можно подрабатывать в школе колонии, а еще заниматься частным репетиторством — говорят, что офицеры в ИК интересуются английским.

«Получается очень заманчивое предложение», — уверен Владимир Владимирович. Он приехал в Каменский из Средней Азии в 2000 году. Места историка в школе не нашлось, Гермонию предложили географию. Зарплата составляла тогда 560 рублей с задержками.

Областное министерство образования продолжает принимать заявки от претендентов на «золотые» вакансии. Говорить о предварительных результатах чиновники категорически отказываются. Педагоги из Каменского смогли узнать, что желающие приехать к ним есть. С гордостью делятся секретом: в министерство обращался молодой педагог, имеющий степень кандидата филологических наук. Но, как выяснилось, он окончил вуз в 2006 году, то есть не подходит по федеральным критериям.

Справка

— За 10 лет количество школьников уменьшилось почти на 40%. В 1998 году в школах учились 22 млн человек, в 2004-м — 16 млн человек, в 2009-м — 13,3 млн, сейчас — 12,1 млн.

— В нынешнем году в школу пошли 1,4 млн первоклассников. По сравнению с 2009 годом их число возросло на 50 тыс. Позитивная динамика изменения числа первоклашек наблюдается с 2007 года.

— По расчетам Министерства образования, к 2016—2017 годам общее число школьников начнет расти. Как полагают в ведомстве, здания учебных заведений, которые закрывают сейчас из-за малого количества учеников, нужно сохранить, размещая на этих площадях учреждения дополнительного образования.

— Детей обучают 1,2 млн педагогов, более 500 тыс. из них (43%) работают в сельской местности в 33 тысячах школ. 85% педагогов — женщины. Средний возраст — 52 года, доля учителей моложе 25 лет — 5%, старше 60 лет — 11%. 16% не имеют высшего образования. Средняя зарплата — 17,4 тыс рублей.

— Проекты модернизации образования, в рамках которых отрабатываются элементы большой реформы, действуют в 31 регионе, где насчитывается 450 тыс. учителей и почти 5 млн школьников. Укрупнение уже коснулось 6,5 тыс. классов городских школ и почти 8 тыс классов сельских школ, что привело к увеличению наполняемости классов с 22,5 до 23,8 учеников в городе и с 11,3 до 12,7 учеников в селе. Количество школ, в которых учится менее 10 человек, сократилось с 6 до 4,3 тыс.

— На реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году потратят 15 млрд рублей. Документ включает в себя пять пунктов: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников. Как отмечает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, это уже четвертый документ, определяющий политику в области образования (до этого были программа модернизации российского образования, принятая в конце 1990-х, целевая программа развития образования в РФ, а также нацпроект «Образование»). По мнению эксперта, непонятно, как эти концепции соотносятся между собой и с законом «Об образовании».

— Как полагает директор Института возрастной физиологии Марьяна БЕЗРУКИХ, образовательные учреждения недостаточно подготовлены к введению новых стандартов. По мнению ученого, «сначала нужно было создать новые комплекты программ и учебников, а также методических пособий для учителей, но ни этого, ни апробации в начальной школе сделано не было». Впрочем, как напоминает Безруких, прежние школьные реформы, не будучи официально отмененными, умирали сами, потому что были формальными и не учитывали интересов ребенка, «и в данном случае мои коллеги надеются на разумный консерватизм школы».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera