Сюжеты

Страус в песочных часах

Его оттуда пытается достать Александр Филиппенко — своим спектаклем

Этот материал вышел в № 109 от 1 октября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Олег Хлебниковредактор отдела современной истории

3 октября в Театре «Практика» состоится моноспектакль Александра Филиппенко «Один день Ивана Денисовича». Так и хочется добавить — по А. И. Солженицыну. Но это будет неправдой. Потому что Филиппенко не переделывает, не использует на благо...

3 октября в Театре «Практика» состоится моноспектакль Александра Филиппенко «Один день Ивана Денисовича».

Так и хочется добавить — по А. И. Солженицыну. Но это будет неправдой. Потому что Филиппенко не переделывает, не использует на благо некой сиюминутной концепции текст знаменитой повести (подобные эксперименты с классикой стали дурной современной модой). Он просто его целиком читает. И опять не так: не просто читает, а перевоплощается в каждого героя — легко и без нажима. Видно всех и даже нары, которых на сцене нет.

А есть на сцене карта ГУЛАГа, которая производит на всех зрителей, не слишком осведомленных в этом страшном периоде истории Отечества, сильнейшее впечатление. И тут нельзя не отметить очень точную, выразительную и лаконичную сценографию Давида Боровского.

Когда на одной сцене сходятся три талантливых человека: писатель (своим текстом), актер и художник, выясняется, что больше никого и не надо для успеха спектакля. Зрители, даже читавшие в разное время «Один день…», уходят потрясенные. Тем более, возможно, что это же был удачный, почти счастливый день Ивана Денисовича, этакого Платона Каратаева в жестких координатах ХХ века.

Что потрясает? Прочтение, делающее выпуклой, трехмерной каждую деталь, возможно, и ускользнувшую при быстром чтении «про себя» (а многие из первых читателей повести получали зачитанный до дыр «Новый мир» с повестью Солженицына буквально на считаные часы). Тут «про себя» другое — благодаря дару Филиппенко, на эти полтора часа, которые длится спектакль, ты сам оказываешься Иваном Денисовичем. Слава богу, сидя в удобном кресле, а не ворочаясь на нарах.

В нынешние времена вроде бы почти все убедились, что Россия не родина слонов. И тут же она стала родиной страусов — ну не хотят соотечественники (в подавляющем большинстве) вспоминать о плохом, знать о страшном. Двадцатый век еле пережили, а тут вы опять… Так вот, по нашим страусиным временам спектакль Филиппенко даже рискованный, но зато лучше всякого лекарства промывающий загноившиеся глаза. Приходите — не пожалеете. Или, наоборот, пожалеете — и отцов, и дедов, и — простите за пафос — страну, в которой живете.

О том, как попасть на спектакль, здесь: www.praktikatheatre.ru.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera