Сюжеты

Не всякая губерния…

Почти две недели шел в Омске международный театральный фестиваль «Академия»

Этот материал вышел в № 110 от 4 октября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ЮмашеваНовая газета

Всю вторую половину сентября на сценических площадках вполне провинциального сибирского города играли свои спектакли не просто ведущие театры Европы, а коллективы, которые смело можно назвать столпами театрального искусства. В первые дни...

Всю вторую половину сентября на сценических площадках вполне провинциального сибирского города играли свои спектакли не просто ведущие театры Европы, а коллективы, которые смело можно назвать столпами театрального искусства.

В первые дни фестиваля, открывая его, театр имени Вахтангова показал чеховского «Дядю Ваню». Уже во второй раз в «Академии» принял участие «Берлинер ансамбль», по сей день несущий зрителю публицистичную эстетику Брехта. Торжественно и пышно закрыла фестиваль бессмертная «Женитьба Фигаро» в постановке бессмертной же «Комеди Франсез», больше трех столетий услаждающей умы и души ценителей. А кроме того, на фестиваль приехали театры из Польши, Сербии, Хорватии, Литвы, Санкт-Петербурга…

По мысли организаторов, назвавших фестиваль не только в честь академического статуса омского драмтеатра, участников должно было объединять стремление (и умение) развивать классическую сценическую традицию современными театральными методами. Они провозгласили, что фестиваль должен стать своеобразной Академией Театра, ибо включает в себя спектакли, где вкус, мера, талант и, в конце концов, профессионализм Художника не подвергается сомнению и не дискредитирован графоманством и дилетантизмом. Претенциозно, но небезосновательно.

Омск не впервые собирает в гости театральные флаги: один только фестиваль кукольных театров чего стоил – собрал кукольников от Китая до Швеции, от Мексики до Израиля. Да и на первой «Академии» два года назад отнюдь не драмкружки свое искусство демонстрировали. Вахтанговцы, к примеру, в Омске далеко не впервые. В годы войны прославленный столичный коллектив был эвакуирован в Омск и работал в здании областного драмтеатра. Возможно, в память о тех временах, а, возможно, ценя искушенную омскую публику, театр неоднократно приезжал сюда на гастроли. В последний раз – в 2005 году, еще во главе с Михаилом Ульяновым, уроженцем, кстати сказать, Омской глубинки. Ему во время тех гастролей было присвоено звание почетного гражданина Омской области. А сейчас его имя носит Омский Северный драматический театр. Вахтанговцы возложили цветы к мемориальной доске, посвященной их художественному руководителю.

Но не только у вахтанговцев есть особое отношение к Омску – у омичей к вахтанговцам тоже. Билетов на «Дядю Ваню» в кассах не было уже за месяц до фестиваля, и ожидания не обманули. Постановка Римаса Туминаса зацепила омских театралов своей искрометностью, озорной атмосферой игры и вдруг неожиданно в финале накрывающей с головой безысходностью и безнадежностью.

Что касается развития классической сценической традиции современными методами, то поистине лакомым блюдом для гурманов стала интерпретация гетевского «Фауста» ведущим актером «Белинер ансамбля» Мартином Вуттке. В его прочтении «Фауст» стал не столько гетевским, сколько гретхеновским (в программке так и значится: «Gretchens Faust»). Вуттке сам играет и Фауста, и Мефистофеля, и Вагнера, ибо все остальное, что не могло вместиться в одном человеке, – женщины. Стройная – так и хочется сказать – кавалькада миловидных созданий в строгой униформе горничных то поет, являя собой прямо-таки хор ангелов, то накрывает длинный торжественный стол, поднося зрителям бокалы с вином, то вдруг превращается в монолитный строй, синхронностью и четкостью движений, темной униформой в сочетании с отрывистой немецкой речью рождающий исторические ассоциации с Германией гораздо более поздних времен, нежели эпоха мучившегося философскими вопросами Гете. Ну а когда в твердой руке каждого из милых созданий появляется лезвие ножа, и, с видом прислуги, высматривающей курицу, чей черед пришел сегодня оказаться на господском столе, они начинают пробираться между зрителями, пристально вглядываясь каждому в глаза, становится понятно, что все совсем неоднозначно в деле противостояния добра и зла.

Пророки есть не только за границей – настоящей лабораторией в Академии Театра стал спектакль, представленный Санкт-Петербургским Большим театром кукол, который, собственно, и назван «Шекспир-лаборатория», с подзаголовком: «Цитаты и образы из великих трагедий». По сути дела, это актерские этюды студентов Санкт-Петербургской театральной академии на тему трагедий Шекспира, собранные в единое действо. Они очень разные, очень неровные, но многие действительно цепляют теми мыслями, которые родились по поводу хрестоматийных образов в головах авторов действа и вновь рождаются в наших. И не только в головах, а где-то и в том участке организма, на который кладут ладонь, когда говорят о душе. …Офелия, на наших глазах принимающая решение утонуть, с медлительностью человека, понимающего, что каждое движение последнее, уже не повторится, и каждое движение приближает эту неповторимость, тяжело и решительно опрокидывает на сцену ведро с водой и безжизненно расстилается по мокрым доскам, затихая на них… Четыре азартных, горячих грузина, танцуя зажигательный танец и воспевая каждый свою женщину, рисуют мелом – каждый свою, гордятся ею и любуются. Но вдруг происходит нечто, танец становится нервным и злобным, летят ножи – пока, правда в пол, и каждый бросается к недавнему своему идеалу, пытается стереть рисунок и, наконец, закрывает лицо изображения платком. И было бы это просто этюдом на тему ревности, весьма факультативно связанным с «Отелло», если бы, повернувшись в зал после уничтожения возлюбленных, все четверо не оказались вдруг с черными лицами…

Рассказывать можно обо всех спектаклях «Академии», ибо о каждом есть что сказать. Но не хочется обойти вниманием и очень насыщенную внесценическую программу фестиваля. Это и мастер-класс Яны Туминой – режиссера Русского инженерного театра «АХЕ», соавтора «Шекспир-лаборатории». И тренинг, посвященный PR-технологиям в театре. И международная конференция «Театральные издания Европы», на которую собрались театральные критики, редакторы; для участия в ней из Канады прибыл Мишель Ваис, генеральный секретарь Международной ассоциации театральных критиков (IATC), объединяющей две с половиной тысячи критиков из 54 стран мира.

23 сентября стал днем польского театра, начался он с презентации сборника «Антология современной польской драматургии», изданного на русском языке. В него вошли очень современные пьесы: среди них нет ни одной, написанной в прошлом веке. Презентация не ограничилась демонстрацией достаточно толстой книги и выступлениями компетентных особ: с двумя пьесами из сборника зрители познакомились благодаря читке, организованной актерами омского драмтеатра. Следующим пунктом программы стало открытие выставки польского театрального плаката, которая вполне могла бы быть автономным и самоценным мероприятием. Практически все представленные на ней афиши являют метафорическое прочтение образа, визуализированную концепцию спектакля. Глядя на афишу, понимаешь режиссерский замысел, но с другой, это отнюдь не отменяет желания посмотреть спектакль, наоборот, подогревает нетерпение узнать, как же воплотилось на сцене то, что на бумаге передал художник.

Ванда Швяндковска, историк театра, преподаватель Ягеллонского университета в Кракове, рассказала, что театральная афиша в Польше во времена тоталитаризма была даже средством выражения социального протеста, поскольку власти относились к ней как к утилитарному искусству и не подвергали цензуре. Она же развивалась если не как совсем самостоятельное направление в искусстве, то, по крайней мере, как вполне самодостаточное явление. Завершился «польский» день спектаклем «Вертер» в постановке краковского Старого театра.

В одном из интервью арт-директор «Академии» заявила, что не всякая губерния может позволить себе такой фестиваль. Действительно, не всякая. И дело не в количестве финансов. Есть анекдот про настоящий английский газон. Как его сделать? Очень просто: регулярно поливайте и подстригайте, и через двести лет у вас будет настоящий английский газон. В омской губернии газон настоящий.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera