Сюжеты

Выпьем за частника

Чиновники готовы занять на рынке крепкого алкоголя место, предназначенное для государства

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 111 от 6 октября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Ольга ОсиповаКорреспондент

 

Самой прогрессивной формой собственности у нас считается частно-государственное партнерство. И не зря. Частная собственность не защищена и является по сути условно-срочной. Государственная крепка, но неповоротлива — для преобразования ее в...

Самой прогрессивной формой собственности у нас считается частно-государственное партнерство. И не зря. Частная собственность не защищена и является по сути условно-срочной. Государственная крепка, но неповоротлива — для преобразования ее в источник личного обогащения приходится придумывать сложнейшие офшорные комбинации. А государственно-частное партнерство означает, что государственный, то есть административный ресурс, в вашем распоряжении, а приватизировать его можно вполне легально — за счет «частной» половины.

Так происходит, например, на рынке крепкого алкоголя. Он один из немногих, где масштабы бизнеса диктуют федеральный контроль, а на практике контроль осуществляют регионалы и частники.

Исторически алкогольный бизнес и был в ведении региональных властей, а частники выросли из подобных проектов губернаторов, мэров, глав администраций. В течение всех нулевых идея введения государственной монополии на алкоголь витала в воздухе и конденсировалась в виде законопроектов, ни один из которых, однако, не оставался в сухом остатке. Эта идея и не будет реализована, потому что создание еще одной госкорпорации никому не нужно. Требуется создание максимально комфортного режима для структуры, имеющей частных акционеров и государственную крышу.

Тем более что именно расположение крыши определяет успех на рынке, заурегулированном, как никакой другой. И новые дополнительные ограничения (см. комментарии) как раз и направлены на то, что единственным активным игроком алкогольного рынка останется чиновник. В этой ситуации не важно, будет ли он действовать в интересах государственной, государственно-частной или даже окончательно частной компании. Главное, что не изменится принцип: правила на рынке определяются внерыночными силами.

Именно под таким углом стоит рассматривать все новации, предлагаемые государственными регуляторами алкогольного рынка. А вот под каким углом стоит рассматривать их усилия — отдельная история…

Взять, к примеру, новый технический регламент на спиртные напитки, который был внесен в Государственную думу депутатом Виктором Звагельским и, по данным «Новой», будет рассмотрен 1 декабря. В действительности техрегламент готовился специалистами Росалкогольрегулирвоания, хотя при внимательном прочтении так и не скажешь. Наоборот, создается впечатление, что это правила дорожного движения, переписанные любителями быстрой пьяной езды.

Существенная часть документа почему-то посвящена пиву, медовухе и другим «слабоалкогольным напиткам брожения», хотя под пиво разработан и параллельно утверждается свой собственный технический регламент. Тайный замысел авторов бумаги становится очевиден, когда читаешь статью 11 законопроекта «Сырье, полуфабрикаты и пищевые добавки, используемые при производстве спиртных напитков». Пункт 4 содержит короткую, но емкую формулировку: «Вино наливом, пиво, бренди».

Итак, пиво, вино и бренди признаны ингредиентами, пригодными для изготовления спиртных напитков. В промышленных масштабах. Это, согласитесь, сокрушительный удар по тем, кто производит пресловутый ерш кустарным способом. Теперь можно смело бодяжить спирт пивом, вином или бренди (да хоть всем вместе) и получать убийственную, а значит, популярную в определенных кругах смесь.

Впрочем, если почитать регламент еще внимательнее, то можно обнаружить, что в пункте 63 статьи 3 походя легализованы так называемые слабоалкогольные энергетические напитки — коктейли, содержащие как алкоголь, так и энергетики, в том числе кофеин. Это главный инструмент алкоголизации молодежи. Так что авторы регламента позаботились о широком наборе социальных групп — и тех, кто уже не может без ерша, и тех, кто пока привыкает к «Яге»*.

Все это кажется диким, но в сочетании с очевидным стремлением государства занять как можно большее (в идеале — монопольное) положение на рынке крепких спиртных напитков все встает на свои места. Ведь жизненное пространство нужно отвоевывать не только у прямых конкурентов, но и у косвенных, у тех же производителей пива. Чем слабее регулирование сегмента крепкого алкоголя, тем больше его можно будет производить и продавать в рамках частно-государственного партнерства.

А президенту по традиции доложат, что поручение о борьбе с алкоголизацией населения выполнено…

* «Яга» («Ягуар») — наиболее популярный алкогольный энергетик среди молодежи социальных низов.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Становитесь соучастниками!
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera