Сюжеты

Новый дресс-код востока

Мода и политика влияют друг на друга

Этот материал вышел в The New York Times (08.10.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Индийские женщины предпочитают деловые костюмы облегающего покроя. В Судане женщина, осмелившаяся надеть брюки, рискует оказаться в тюрьме. В европейских столицах мусульманские женские головные уборы превращаются в политический камень...

Индийские женщины предпочитают деловые костюмы облегающего покроя. В Судане женщина, осмелившаяся надеть брюки, рискует оказаться в тюрьме. В европейских столицах мусульманские женские головные уборы превращаются в политический камень преткновения. А в разных уголках исламского мира новое поколение модельеров призывает женщин выбросить паранджи и переодеться в наряды, сочетающие нормы мусульманской морали с мировыми тенденциями в моде.

В традиционных обществах, испытывающих давление западной культуры потребления, зачастую именно женщины оказываются индикаторами взаимоотношений традиций и современности. То, как они одеваются, может рассказать далеко не только об их личных вкусах. По тому, какую одежду женщина предпочитает носить, о ней судят не только ее родители, родственники, коллеги и хамы в общественном транспорте, но и, как в случае с исламскими головными уборами, политики.

Некоторые женщины предпочитают прислушиваться к требованиям традиции, другие восстают против нее. Примером может послужить современная Индия. Десять лет бурного экономического роста привели к появлению в городах нового класса образованных работающих женщин, которые выбирают из широкого разнообразия возможных стилей одежды.

«Я каждый день чувствую, как страна меняется, — говорит делийский модельер Анупама Дайал, в осенней коллекции одежды которого представлены в основном короткие платья и развевающиеся туники. — А в авангарде изменений всегда идут женщины».

Обретение женщиной экономической и политической свободы обычно сказывается и на том, как она одевается. От женщины ожидается соответствие бытующим представлениям о женственности, основанным на идеалах скромности и подчинения. В то же время детали женского туалета, которые западному наблюдателю могут показаться свидетельством почитания традиции, в азиатских и африканских странах зачастую служат индикаторами высокого общественного положения.

В Нигерии, к примеру, студентка колледжа может позволить себе носить обтягивающие джинсы или платья. Но стоит ей начать восхождение по карьерной лестнице, и ее уже нельзя будет представить себе ни в чем другом, кроме традиционного нигерийского одеяния, весьма дорогого и сложного в изготовлении. Западный наблюдатель этого обычно не понимает.

Похожая ситуация и в Индии: практически в любом офисе молодые сотрудницы обычно одеты в джинсы или костюмы, но сотрудницы высшего управленческого звена чаще носят сари.

«Мне кажется, в сари я выгляжу намного солиднее, — говорит Амбика Наир, в прошлом журналистка и адвокат, а ныне руководительница издательского отдела индийского отделения агентства Thomson Reuters. — Я не согласна, что сари или чуридар символизируют приверженность традициям, а костюм есть признак современности».

Положение индийских женщин меняется на глазах. Сегодня среди школьников в Индии девочек столько же, сколько мальчиков. Женщины все чаще работают вне дома, сами себя обеспечивают, путешествуют, усыновляют детей, не состоя в браке, и даже разводятся. Но тем не менее им по-прежнему приходится сталкиваться с глубоко укорененными социальными и религиозными обычаями, сексуальными домогательствами, а иногда и с насилием.

По мере того как вслед за растущим благосостоянием все большую актуальность приобретает проблема лишнего веса, индийские женщины становятся жертвами нового стереотипа женственности, требующего от них быть стройными, подтянутыми, носить облегающую одежду и ни в коем случае не походить на прежний индийский идеал женской красоты, для которого были характерны пышные формы и свободный покрой одежды. Так называемые коктейльные сари обычно шьются из просвечивающего шифона, украшаются бижутерией и нередко носятся поверх бюстье.

Во многих странах принесенные глобализацией западные представления о женской красоте подталкивают женщин обнажать свои тела. Но и там, где нашествие западной рекламы лишь ужесточило традиционные представления, женщины стремятся одеваться элегантно.

В Индонезии, стране с самым большим мусульманским населением, хиджабы, или, как их здесь называют, джильбабы, сегодня можно увидеть гораздо чаще, чем пару десятилетий назад. Но сегодняшний джильбаб — это нередко эксклюзивное дизайнерское изделие, которое может выглядеть весьма экстравагантно, особенно в сочетании с необычными украшениями или модными солнечными очками.

«Мы заимствуем у Запада требования моды, но приспосабливаем их к требованиям скромности», — поясняет редактор джаккартского журнала Лиана Роснита Редван-Бир.

Особенно сложно соблюсти баланс между традицией и модой живущим на Западе мусульманкам. Рабия Загарпур начала соблюдать исламский дресс-код 10 лет назад, когда жила в Калифорнии. «Нередко случается, что я не могу позволить себе надеть самую симпатичную одежду, — рассказывает Рабия. — Ну и на работе, конечно, нелегко приходится: как соблюсти корпоративный стиль, соблюдая хиджаб?»

Сейчас Рабия Загарпур живет в Дубае и разрабатывает одежду для таких же, как она: спортивные костюмы с закрытой верхней частью, шелковые кафтаны с крупным рисунком и даже хиджабы-капюшоны, выполненные из тянущейся и пропускающей воздух ткани. Она получает от покупательниц письма с благодарностями, но нередко слышит и критику от тех, кому ее модели кажутся слишком привлекательными.

«Я уверена, что можно одеваться скромно, и в то же время шикарно», — настаивает Рабия.

Суданку Лабну Хуссейн в прошлом году арестовали по обвинению в непристойном поведении, выразившемся в том, что она позволила себе надеть брюки. В принятой в Судане версии шариатских законов такое преступление карается 40 ударами плетью. Суд смягчил наказание, заменив его штрафом на сумму около $200, но когда Лабна Хуссейн отказалась заплатить, отправил ее за решетку.

Изменения, переживаемые индийским обществом, ставят женщин в этой стране перед необходимостью постоянно принимать сложные решения.

Телевизионная ведущая Сухасини Хайдар перед объективом всегда предстает в сшитой на заказ блузе. Но на официальном правительственном приеме она не может позволить себе появиться ни в чем, кроме сари. «Есть ситуации, — поясняет она, — в которых одеваться на западный манер неуместно».

Анупама Дайал говорит, что сари — одежда, в которой она чувствует себя увереннее. «Когда я не могу позволить себе рисковать, — поясняет она, — я надеваю сари, а все костюмы от Армани и Гуччи и мои собственные модели остаются висеть в шкафу».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera