Сюжеты

«Матросы поскальзывались и падали в горящий мазут»

Пожар на эсминце «Быстрый» случился при подготовке корабля к боевому походу и снова показал низкую выучку ВМФ

Этот материал вышел в № 112 от 8 октября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В пятницу, 24 сентября, в 4 часа утра при плановой подготовке к выходу в море на стоявшем у пирса эсминце «Быстром» произошел пожар в носовом машинном отделении, где на боевых постах несли вахту как минимум трое матросов. Все они получили...

В пятницу, 24 сентября, в 4 часа утра при плановой подготовке к выходу в море на стоявшем у пирса эсминце «Быстром» произошел пожар в носовом машинном отделении, где на боевых постах несли вахту как минимум трое матросов. Все они получили ожоги различной степени тяжести. Матрос Алдар Цыденжапов позднее скончался от 100-процентного ожога в госпитале Тихоокеанского флота (ТОФ) во Владивостоке.

Эсминец «Быстрый» проекта 956 «Сарыч» входит в состав 36-й дивизии ракетных кораблей Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота, базируется на военно-морской базе бухты Абрек, в ЗАТО Фокино.

Сегодня «Быстрый» — единственный эсминец ТОФ первой линии, то есть находящийся в состоянии постоянной боевой готовности. Остальные или тихо ржавеют у заводских стенок, или находятся в стадии спорадического ремонта матчасти. Задачей планировавшегося похода «Быстрого» на Камчатку было сопровождение с полуострова во Владивосток нескольких десантных кораблей и плавмастерской атомных подводных лодок флота.

Плановая подготовка корабля к выходу в море — мероприятие длительное, а потому муторное для командования корабля: на борту положено находиться всему старшему офицерскому составу. Тем не менее большинство старших офицеров — командир, старпом, помощник и проч. — на ночь сошли с «Быстрого» на берег, прощаться перед дальней дорогой. Ибо никак не упоминаются в отчетах о борьбе с пожаром. А старшим на борту вопреки всем уставам, наставлениям, руководствам и приказам главкома они же оставили, видимо, младшего механика — командира группы движения капитан-лейтенанта Коноплева.

Ночью же случилось вот что (ниже следует «перевод» на гражданский язык нескольких страниц официального расследования ЧП). Матросы-трюмные Цыремпилун и Микешев «без чьего-либо приказания» решили перелить мазут из большой корабельной цистерны в расходную, откуда он подается в топку корабельной кочегарки.

Трюмные Цыремпилун и Микешев открыли на трубопроводе все положенные клапаны, топливо начало переливаться, однако проконтролировать наполнение расходной цистерны на корабле оказалось некому и нечем. Как говорится в расследовании, на цистерне не было «сигнализации верхнего уровня». Проще говоря, ее наполнение, скорее всего, определяли на глазок или через футшток — это такая дырка в палубе, в которую механик опускает линейку-мазутомер…

В 4 часа утра, во время «собачьей вахты», когда спит даже якорь-цепь и нередко засыпают часовые, на «Быстром» случился пожар. Цистерну переполнили топливом, но ночью этого никто из вахты не увидел. Топливо под давлением «прессануло» там, где соединение трубы футштока и цистерны было плохо поджато тем же самым трюмным матросом Микешевым, мазут из-под гайки хлестанул в машинное отделение и его струей «коротнуло» электрокабель: вспышка, пожар и т.п.

…Говорят, что стоявший на вахте машинист котельной команды матрос Алдар ЦЫДЕНЖАПОВ сориентировался моментально. В секунды он понял: если энергоустановка (два котла и турбина правого двигателя, но непонятно, что и как из перечисленного работало во время стоянки эсминца у пирса) рванет, могут погибнуть все. Алдар (по официальной версии) кинулся закрутить какой-то «неисправный вентиль», возможно, перекрыл подачу мазута в котел (если котел все же работал). Закрутив вентиль, матрос, простоявший целых 9 секунд в костре пылающего мазута, сумел самостоятельно выбраться из отсека! Это притом что медики потом диагностировали у него ожог 100% поверхности тела.

Убедившись, что из носового машинного выбрались все, капитан-лейтенант Алексей Коноплев лично задраил люки горящего помещения и включил систему объемного пожаротушения, то есть подал в котельное отделение инертный газ фреон, который пожар и ликвидировал.

Как рассказывает пресс-служба ТОФ, Алдару помогали еще двое вахтенных — Павел Осетров и Александр Коровин. Они тоже получили ожоги различной степени тяжести. Сейчас их уже выписали из больницы. Еще два человека — Сергей Турутин и Олег Ерзюков — надышались угарным газом. Все они якобы четко выполняли инструкцию по борьбе за живучесть корабля.

Алдара в тяжелейшем состоянии увезли в госпиталь ТОФ во Владивосток. Врачи четыре дня боролись за его жизнь. 28 сентября Алдар умер. До дембеля ему оставался месяц…

— Ребята действовали как настоящие герои, не струсили, — рассказал капитан 1 ранга Роман Мартов, пресс-секретарь командующего ТОФ. — По решению командования Цыденжапова — посмертно, а также Коноплева, Коровина и Осетрова представят к высоким государственным наградам.

А вот что о пожаре написано в боевом донесении ОД (оперативного дежурного) флотилии командованию ТОФ: «24 сентября в 4 часа 03 минуты при пополнении расходной цистерны произошла ее разгерметизация и разлив котельного топлива с растеканием и попаданием топлива на кабельтрассы освещения с коротким замыканием кабеля освещения и воспламенением разлитого мазута. Размер возгорания составил площадь 2 на 2 метра…

В момент возгорания на носовом машинно-котельном отделении находился расчет ходовой вахты, в том числе:

— старшина вахты старшина 1-й статьи контрактной службы Сергей Турутин;

— вахтенный питания матрос Алдар Цыденжапов;

— вахтенный на горении матрос Павел Осетров.

В момент эвакуации из машинного отделения через очаг огня вахтенные матросы поскальзывались и падали в горящий мазут (выделено ред.). В результате возгорания матрос Цыденжапов получил термический ожог 3-А степени, 100% тела <…>, а также ожог верхних дыхательных путей.

Матрос Александр Коровин — ожог верхних и нижних конечностей 2-й и 3-й степени, 8% поверхности тела.

Матрос Павел Осетров — ожог правого плеча и правого бедра.

Старшина 1-й статьи контрактной службы Сергей Турутин и матрос Олег Ерзюков — острое отравление угарным газом.

В 4 часа 23 минуты очаг возгорания был ликвидирован. Все указанные военнослужащие были госпитализированы».

Обратите внимание: во время первичного расследования ЧП, еще до того, как обгоревшие матросы были задним числом объявлены героями, никто ни слова не сказал о борьбе за живучесть корабля. Сказано о неудачной эвакуации («матросы падали в горящий мазут») и (между строк) об отсутствии у вахты индивидуальных средств защиты. Обратите внимание: все пострадавшие, даже те, что обошлись без ожогов, надышались угарным газом. Для непосвященных: все члены экипажа корабля на вахте обязаны носить через плечо ПДА — портативный дыхательный аппарат, противогаз, проще говоря, который позволяет нормально дышать и работать в сильно задымленном помещении в течение целых 15 минут!

Погибшего молодого парня жалко. Он уже перевезен на родину на Алтай и похоронен с воинскими почестями… Он их достоин. Но элементарное «спецрасследование» демонстрирует: задним числом раздавая пострадавшим на пожаре звания «героев», командование ТОФ тем самым прежде всего прикрывает собственную, скажем мягко, безалаберность. Вы только представьте, что могло случиться с кораблем в открытом море, если бы трюмный матрос Цыремпилун решил вдруг подкачать мазут в расходник? А котельный матрос Цыденжапов отсутствовал в отделении?

Не знаем, как проявили себя на пожаре командир, старпом, помощник и другие офицеры «Быстрого», но никто из них не упомянут в числе борцов с огнем. Хотя руководит ликвидацией аварии всегда самый старший по должности на борту…

P.S. «Новая» благодарит за помощь в подготовке материала следователя по особо важным делам ВСУ СКП РФ по ТОФ майора юстиции Ивана Суховольского и пресс-секретаря командующего ТОФ капитана 1 ранга Романа Мартова.

В это время

Срок передачи атомной подлодки «Нерпа» в лизинг Индии передвинут из-за «неполадок», обнаруженных в ходе корабельной практики. Согласно планам Минобороны, лодку должны были передать до конца с.г. Теперь называют март 2011-го, причиной переноса сроков стали неполадки в оборудовании субмарины. По некоторым данным, это «приборы боевого механизма». По информации из осведомленных источников, неполадки могли возникнуть из-за срока давности изготовления приборов, установленных на АПЛ. Подлодки проекта 971 не вводились в строй с 2001 года и широкая кооперация их строительства давно утрачена. Поэтому, скорее всего, приборы для АПЛ были поставлены со складов.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera