Сюжеты

Любители не побеждают на чемпионатах мира

Неправительственный доклад о состоянии дел в российском футболе

Этот материал вышел в № 113 от 11 октября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Спорт

Ирландия — Россия — 2:3. А в самом деле, что это было в Дублине? Рутина сменяется откровением, после часа чудес — снова рутина, в результате коктейль убойный, как и счет, но все-таки в нашу пользу. Если вы предъявите специалиста, который...

Ирландия — Россия — 2:3. А в самом деле, что это было в Дублине? Рутина сменяется откровением, после часа чудес — снова рутина, в результате коктейль убойный, как и счет, но все-таки в нашу пользу. Если вы предъявите специалиста, который разложит по полочкам ключевой для сборной матч отборочного турнира Евро-2012 и раскроет тайну преображения нашей команды, мы снимем перед ним шляпы. Но таких специалистов нет, игра оставила радостно-сложное послевкусье и неразгаданную загадку, и это прекрасно — если бы мы все понимали в футболе, то о чем было бы разговаривать?

Зато есть эксперты, которые прекрасно разбираются в футбольном закулисье. Именно они подготовили «неправительственный доклад» о том, что на самом деле творится в российском «хозяйстве» спорта номер один, попытавшись все разложить по главкам.

Демократия в РФС

Формальные выборы последних президентов Российского футбольного союза, отсутствие дебатов и обсуждения программ кандидатов, установка госчиновников представителям региональной власти и футбольному сообществу по голосованию подрывают принципы РФС и противозаконны по отношению к общественной спортивной организации.

Вхождение в исполком РФС госчиновников федерального уровня — первого вице-премьера Виктора Зубкова, вице-премьера Сергея Иванова, министра юстиции Александра Коновалова, главы Счетной палаты Сергея Степашина — прямо противоречит заявлению президента РФ Дмитрия Медведева на Совете по развитию физической культуры и спорта в Казани о недопустимости участия чиновников в руководящих органах спортивных общественных организаций. Большая часть работы исполкома РФС — разработка и утверждение календаря, регламентов, утверждение списков судей и инспекторов — требует профессиональных навыков и знаний. Узкий круг специалистов, оставшихся в исполкоме РФС, вынуждены приспосабливаться и соответственно не высказывают своего мнения и уж тем более не могут принимать самостоятельные решения. Материалы конференций и исполкомов членам РФС заранее не рассылаются. Вопросы, касающиеся развития футбола, на заседаниях исполкома не обсуждаются. Ключевые решения принимаются исключительно узким кругом лиц, приближенных к президенту РФС. Поправ все нормы «Закона об общественных организациях», руководство федерации узурпировало власть путем административно-командного давления на футбольное сообщество.

Один из примеров стиля управления — назначение на пост главного тренера национальной сборной голландца Дика Адвоката. Не определив критерии отбора и фактически не предложив альтернативных кандидатур, президент РФС Сергей Фурсенко подписал контракт с Адвокатом, условия которого держатся под грифом «секретно», что не имеет аналогов в других национальных ассоциациях.

Печальный опыт безграмотно составленного договора с Гусом Хиддинком, которому пришлось выплачивать многомиллионный долг, новое руководство РФС не учло.

Решение об увольнении тренерского штаба молодежной сборной России после провала в отборочном цикле чемпионата мира было принято президентом РФС единолично, пренебрегая мнением специально созданного в РФС экспертного совета, в функции которого входят анализ работы и предложения по кандидатурам тренеров сборных команд России. А о своем увольнении специалисты узнали из СМИ.

Профессиональные клубы до сих пор не допущены к решению важных вопросов РФС, так как не являются членами организации. В Законе «О спорте» предусмотрено, что клубы могут составлять не более 25 процентов членов федерации. Но из 113 членов РФС клубы представлены только одним голосом.

Предложения профсоюза футболистов, куда входят ведущие игроки сборной России, федерация полностью игнорирует и отторгает. При этом на требование профсоюза предоставить места в исполкоме руководство РФС создает собственную организацию, лояльную к действующей футбольной власти.
Практика показала, что политическая власть продолжает пренебрегать мнением специалистов. Ярким примером служит поведение бывшего президента РФС и действующего министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко, блокировавшего проекты своего комитета РФС по реализации программ развития футбола. Примером также может служить и бездействие председателя Госдумы Бориса Грызлова, не отреагировавшего на требования футбольной общественности после совместного совещания 19 февраля 2008 года, где также обсуждались проекты развития футбола.

Борис Вячеславович, заявивший о необходимости реализации данных проектов и обещавший доложить об этом Владимиру Путину, предпочел остаться в стороне. Не нашло адекватной реакции и отправленное специалистами письмо председателю правительства от 5 июня 2008 года. В результате проекты развития футбола, разработанные профессионалами, не реализуются новым руководителем РФС и по сей день.

Кадровая политика РФС

Управленческие должности в РФС, футбольных клубах, школах, а особенно  в региональных федерациях, занимают люди без достаточного образования и квалификации, не имеющие отношения к футболу или занимающие свои должности на протяжении 30 лет. Большинство из них не готовы совершенствоваться и соответствовать современным требованиям футбольной индустрии. Страдают же прежде всего профессиональные тренеры и специалисты. Состав аппарата и руководства РФС давно получил от специалистов весьма точную характеристику: «Клуб любителей футбола». Вместо создания специализированной кафедры «Менеджмент в футболе» на базе одного из вузов, разработки программ обучения, формирования профессорско-преподавательского состава и необходимости введения лицензирования для футбольных менеджеров руководящие должности в профессиональных клубах доверяются ставленникам от власти.

Приоритеты развития футбола и роль государства

Сегодняшние приоритеты президента РФС — студенческий футбол, переход соревнований на систему «осень—весна», победа на чемпионате мира 2018 года. Поставив студенческий футбол в список приоритетов, президент РФС отдает предпочтение любительскому спорту. Анализ же провальной Олимпиады в Ванкувере показал: спортивные федерации (в особенности — игровых видов спорта) должны сосредоточить свои усилия прежде всего на развитии спорта высших достижений. Студенческий футбол, относящийся к спорту массовому, не может быть приоритетом в развитии профессионального футбола. Любители на чемпионатах мира не побеждают! Провозглашение студенческой лиги «связующим звеном российского футбола» показывает некомпетентность руководителя федерации. Реформа «осень—весна», инициированная президентом РФС, поддержана лишь клубами (далеко не всеми) премьер-лиги, но не командами низших дивизионов, чьи руководители не в состоянии осуществить финансирование этого перехода. Более того, большинство профессиональных клубов испытывают проблемы с текущим финансированием, как следствие этого — задержки зарплат футболистам и тренерам, неудовлетворительное состояние футбольных полей. О последнем лучше всего говорит недавний скандал с махачкалинским газоном «Анжи». Заявление президента РФС о победе на чемпионате мира в 2018 году не подкрепляется профессиональными решениями и действиями.

Укладка 200 искусственных футбольных газонов в рамках проекта «Подарим детям стадион» с 2005 по 2010 год, несомненно, является материально-технической помощью детско-юношескому футболу, но при этом носит бессистемный характер — ни РФС, ни Министерство спорта, туризма и молодежной политики не контролируют эффективность их использования.

Утвержденная правительством федеральная целевая программа «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008—2015 гг.» реализуется крайне неэффективно — в списке ее задач отсутствует решение таких проблем, как подготовка тренеров, врачей, судей и других специалистов в сфере футбола. Госпрограмма не увязана с приоритетными проектами развития футбола в части создания системы центров на национальном, межрегиональном и региональном уровнях. Отсутствие национального центра футбола не позволяет РФС повысить уровень подготовки всех 17 сборных команд к международным соревнованиям и создать научно-методическую площадку для подготовки специалистов.

Более 90 процентов профессиональных футбольных клубов содержатся за счет средств государственных компаний и бюджетов субъектов Российской Федерации. На приобретение иностранных игроков и тренеров ежегодно тратятся сотни миллионов евро налогоплательщиков. Россия стала главным европейским импортером иностранной рабочей силы, что ограничивает отбор в национальные и клубные команды России.

Отсутствует эффективно функционирующая система управления развития судейства на всех ее этапах, начиная с низового звена. Созданный почетным судьей России Андреем Будогосским всероссийский Центр подготовки арбитров оказался ненужным РФС. Проблему судейства Сергей Фурсенко решил доверить «профессиональному» бывшему губернатору Ростовской области Владимиру Чубу, назначив того председателем судейско-инспекторского комитета:  лишнее подтверждение «компетентности» кадровой политики РФС. Как результат — отечественные судьи перестали приглашаться на финальные турниры чемпионатов мира и Европы.

Разработанный УЕФА план и механизм оздоровления футбола, создающий финансовые ограничения для профессиональных клубов, не рассматривается РФС. Уже в скором времени он в разы лимитирует траты европейских клубов на трансферы и зарплаты. Вместо выработки эффективного механизма взаимодействия государства и РФС политическая власть продолжает позволять госкомпаниям безвозвратно и бесконтрольно тратить деньги налогоплательщиков на содержание клубов, а региональные команды с целью выживания просят спонсоров у правительства страны. Государство и РФС так и не сели за стол переговоров по выработке механизмов, связанных с финансированием клубов. (Похоже, экстренные «спецоперации» по вытаскиванию «Томи» и «Крыльев Советов» из денежных ям так и остались незамеченными.) Руководством РФС до сих пор не определен потолок бюджета и базовый минимум финансирования команд. Не обозначена роль государства в реализации приоритетных проектов развития спорта номер один.

Научно-методическое обеспечение футбольной отрасли

Футбольная наука практически полностью уничтожена. Фактически не осталось ученых в теории и методике спорта и футбола. Из 12 спортивных вузов только 6 имеют кафедры футбола. Нет единого плана научно-методической и научно-исследовательской работы. Нет и системы обучения преподавателей кафедр футбола. Тематика диссертационных работ повторяет то, что уже было сделано десятки лет назад. Студенты обучаются по программам 15-летней давности. Новые тенденции не изучаются. Крайне ограничен выпуск научно-методической и учебно-методической литературы. Созданный в 2007 году научно-методический совет не работает три года. Профильный департамент РФС не имеет полноценного финансирования. На науку выделялось 0,3 процента от годового бюджета федерации. У РФС нет прочной связи с Министерством спорта, кафедрами футбола, клубами и ДЮСШ. Результатом этого стало увеличение в детско-юношеском футболе тренеров, не имеющих профессионального образования (сегодня их приблизительно 80 процентов!). Низкая заработная плата и плохие условия для работы приводят к массовому оттоку из спортивных школ тренеров, опыт выступления которых в профессиональном футболе позволяет на практике реализовать только один из принципов обучения — принцип наглядности.

Коррупция и проявления расизма в российском футболе

Отмывание денег на покупках игроков, фиктивные бюджеты клубов, договорные матчи, подкупы судей — все это очевидные атрибуты сегодняшней футбольной жизни, искоренением которых никто не занимается. Мировая практика показывает: справиться со всеми негативными явлениями в футболе способны лишь правоохранительные органы. Для этого необходимы прежде всего санкционированные оперативные мероприятия. Но сегодня в России правоохранительные органы, и прежде всего прокуратура, не желают связываться с футбольными клубами, которые лоббируются в верхних эшелонах власти. В целях эффективной борьбы с коррупцией в футболе не применяется главный инструмент — «Закон об оперативно-разыскной деятельности» (ЗОД) и предусмотренные им оперативно-разыскные мероприятия. Создание РФС комитета по этике, наделенного полномочиями контролировать соблюдение этики и права, является беспрецедентным шагом. Этот комитет не в состоянии эффективно бороться с негативными проявлениями в футболе. Помимо коррупции в российском футболе развиваются вандализм и расисзм. Полуголые пьяные фанаты, скандирующие матерные или расистские речевки, стали непременным атрибутом матчей. Опыт работы зарубежных стран в вопросе борьбы с расизмом РФС не изучает, а соответственно, и не внедряет.

Международная деятельность РФС

В 2008 году при полном бездействии руководства РФС был закрыт московский офис ФИФА, что повлекло резкое сокращение финансирования проектов по линии ФИФА, контактов и обмена между федерациями футбола стран СНГ. Авторитет РФС среди дружественных союзных республик вследствие этого события с каждым годом падает все заметнее. Как следствие, погибает и Кубок Содружества — турнир, отличавший Россию в ФИФА.

Членом исполкома ФИФА сегодня является министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко, который ввиду своей чрезмерной занятости на правительственной должности редко посещает заседания комитетов ФИФА и УЕФА. Россия впервые за последние 55 лет потеряла место в исполкоме УЕФА и в связи с прогулами Виталия Леонтьевича рискует лишиться и голоса в ФИФА. За последние 20 лет в России не было проведено ни одного мужского финального турнира юношеского и молодежного чемпионата мира и Европы, а также конгрессов ФИФА и УЕФА.

Реформирование соревнований и переход на систему «осень—весна»

Переход нанесет серьезный удар по подготовительной части. Холодно-морозные температуры будут держаться с середины ноября до конца марта — начала апреля. За этот срок футболистам, тренерам и другим непосредственным участникам футбола предстоит испытать на прочность имеющуюся инфраструктуру. У РФС на реформирование соревновательной деятельности нет поддержки и финансовых гарантий со стороны профильного Министерства спорта, туризма и молодежной политики и бизнес-структур. Региональные власти не в состоянии полностью покрыть расходы на строительство необходимых 80 манежей. Для справки: последний манеж, сданный в эксплуатацию в Новосибирске, обошелся государству в 1,2 млрд рублей (то есть 40 млн долларов). Таким образом, общая сумма затрат, которые предстоит взять на себя губернаторам, мэрам и главам республик, составит свыше 3 млрд долларов. По результатам анкетирования, проведенного Профессиональной футбольной лигой, 89 клубов из 92 отказались от перехода на систему «осень—весна».

Вместо реализации приоритетного проекта «Центры футбола», предусматривающего комплексное обеспечение развития футбола в российских регионах, руководство РФС навязывает обществу переход, выгодный ведущим клубам, но приведет к разрушению «низового» футбола — первого и второго дивизионов.

Центры футбола на национальном, межрегиональном и региональном уровнях должны стать базисными и создать условия для системной подготовки детско-юношеского, профессионального футбола и специалистов. Именно работа над футбольным образованием по всей стране, а не реформирование соревновательной деятельности позволит значительно повысить уровень развития футбола в России.

Доклад подготовлен экспертной группой
во главе с президентом Фонда развития футбола
кандидатом экономических наук
Алишером Аминовым

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera