Сюжеты

Авось прокатит

Чего ждать от московских маршрутных такси при новой власти

Этот материал вышел в № 114 от 13 октября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Егор ЛысенкоКорреспондент

Перемены в высших эшелонах столичной власти так или иначе сказываются на всех рынках, контролируемых чиновниками, а значит, и на нашей с вами жизни. Сегодня — о том, изменится ли к лучшему ситуация в сфере общественного транспорта, главным...

Перемены в высших эшелонах столичной власти так или иначе сказываются на всех рынках, контролируемых чиновниками, а значит, и на нашей с вами жизни. Сегодня — о том, изменится ли к лучшему ситуация в сфере общественного транспорта, главным образом — в сфере частных пассажирских перевозок.

Этим летом, 17 июня, негосударственные перевозчики — члены Московского транспортного союза — подписали декларацию, определяющую свод правил и требований к владельцу автопарка. Предполагалось, что добровольное вступление в ряды ответственных водителей и бизнесменов позволит улучшить репутацию и качество сервиса частных извозчиков.

О том, стоит ли этого ожидать, а также заметят ли водители маршруток, что мэр уже не тот, «Новая», по традиции, решила спросить у экспертов.

«Как мэр Юрий Михайлович, конечно, влиял на все, что происходило в Москве. Не он непосредственно, но его структуры. Однако не вижу каких-то больших опасностей для рынка в связи с уходом Лужкова. Тем более что многие перевозчики подписали декларацию об определенных стандартах, которым должны соответствовать. Это стабилизирует сектор, — комментирует вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», президент Управляющей компании «Автолайн-Транслайт», президент Московского транспортного союза Никита МУЗЫРЯ. — Все процессы в Москве сейчас притормозились, в том числе и история с попыткой вытеснения с рынка частников государственными маршрутными такси. Напомню, «Мосгортранс» в свое время закупил определенное количество соответствующих машин. Однако до сих пор существенного влияния на рынок это не оказало».

Политика вливания в рынок госмаршруток Никите Музыре кажется нелогичной: это не их сектор рынка, считает он. «Уж лучше использовать частных перевозчиков на маршрутах, которые неликвидны и нерентабельны для «Мосгортранса». Посмотрим, как будет действовать новое руководство. Но в любом случае мы будем против продемонстрированной «Мосгортрансом» идеи государственных маршруток, ведь любая частная или государственная компания должна проходить конкурсное производство», — справедливо замечает Никита Музыря.

Изрядную долю скепсиса привносит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил БЛИНКИН: «Рынок пассажирских автоперевозок весьма разнообразен. Что касается маршрутных такси, то в краткосрочной перспективе отставка Лужкова на этом сегменте никак не отразится. В долгосрочной перспективе, если будет принята какая-то серьезная программа реорганизации транспортной системы Москвы, то такого сорта перевозки, как маршрутные такси, могут попасть под удар. Ведь это африканская модель. Это некоторая дикость, не соответствующая стандартам Западной Европы или Северной Америки. И если с городских магистралей эти маршрутные такси — эту дикость! — удастся убрать, то на подвозящих маршрутах они останутся на долгое время».

Наконец, с «Новой» откровенничает председатель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр КОТОВ: «Рынок пассажирских автоперевозок весьма сильно коррумпирован. Как следствие — та модель существования маршрутных такси, которую мы имеем. Она, в частности, подразумевает перепродажу маршрутов. Объясню. Право работать на том или ином маршруте принадлежит определенному юридическому лицу. Пусть это будет ООО «Одуванчик». Представим, что у ООО «Одуванчик» нет своего транспорта и оно перепродает возможность работы на своем маршруте абсолютно «черным» перевозчикам, якобы заключая с ними договор на аренду транспорта. За это оно получает гарантированную плату, которая доходит до 3 тысяч рублей в день с одного транспортного средства. Понятно, что «черный» перевозчик, таким образом, должен заработать не только себе прибыль, но и средства на поддержание автомобиля в исправном состоянии и плату законному хозяину маршрута. Если же и у этого «черного» перевозчика тоже не хватает транспортных средств, или транспортные средства неисправны, или водитель устал, или что-то накосорезил, то и он перепродает маршрут третьему лицу».

Другая актуальная тенденция, по версии Александра Котова, — создание саморегулирующейся организации на рынке пассажирских автоперевозок, при которой государство задает порог качества обслуживания, ниже которого негосударственные перевозчики не могут опускаться, а сама организация — союз перевозчиков — следит за этим и поднимает порог. При этом организация самодостаточна и имеет возможность при необходимости без лишней волокиты исключить из союза того или иного члена, навсегда прекратив его деятельность пассажироперевозчика. «В этой схеме заинтересованы все легальные игроки, и я считаю ее единственным путем к возврату прозрачности рынка. На сегодняшний день ведется обсуждение: обязательно ли членство в этой организации? Кроме того, департамент транспорта и связи Москвы превратился теперь в закрытую контору: нельзя просто записаться на прием к чиновнику и обсудить тот или иной вопрос. Я пытался — у меня не получилось. Это что, Пентагон?!» — заключает Александр Котов.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera