Сюжеты

Реклама идет по вашим следам

Этот материал вышел в The New York Times (15.10.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Пока маркетологи изобретают новые способы отслеживания активности пользователей Интернета, те, кто считает такую слежку вторжением в частную жизнь, подают судебные иски и делятся друг с другом конспирологическими теориями. Однако, похоже,...

Пока маркетологи изобретают новые способы отслеживания активности пользователей Интернета, те, кто считает такую слежку вторжением в частную жизнь, подают судебные иски и делятся друг с другом конспирологическими теориями. Однако, похоже, они рано паникуют.

Всего через несколько лет в руки разработчиков интернет-сайтов поступит целый набор новых мощных инструментов, с помощью которых маркетологи и специалисты по рекламе получат возможность следить за пользователями намного тщательнее, чем сегодня.

Пятая версия языка HTML, который используется для создания страниц в Интернете, уже применяется, но пока еще ограниченно. Переход на эту версию позволит просматривать мультимедийное содержание сайтов без установки специальных программ, проверять электронную почту без соединения с Интернетом и находить магазины и рестораны с помощью смартфонов.

Безусловно, большинству пользователей такие новшества придутся по вкусу.

«Речь идет о гораздо большем, чем просто очередная версия HTML. Это будет совершено новый Интернет», — говорит  независимый консультант Джеймс Кокс, сотрудничающий с недавно основанной нью-йоркской компанией Smokeclouds в качестве разработчика программного обеспечения.

Не все, однако, разделяют его оптимизм.

Большинство пользователей знакомы с так называемыми «куки». Они дают возможность, например, не вводить заново имя пользователя и пароль при каждом заходе на сайт, требующий регистрации, или запоминать, какие товары покупатель положил в свою «корзину».

Новый язык сделает возможным отслеживать поведение пользователя более подробно за счет использования процесса, при котором в то время, когда компьютер пользователя подключен к Интернету, большие объемы информации записываются и хранятся на его жестком диске. Этот процесс, как рассказывают эксперты, позволит рекламщикам (и не только им) просматривать информацию, накопленную за несколько недель и даже месяцев. Эта информация может включать в себя данные о географическом положении пользователя, фотографии, записи в блогах, данные о покупках, письма и журнал посещаемых им в Интернете страниц.

Исполнительный директор базирующейся в Калифорнии правозащитной организации World Privacy Forum Пэм Диксон считает, что HTML-5 «выпустит из бутылки джинна слежки в Интернете».

Знатоком дополнительных возможностей, которые открывает новый язык, считается калифорнийский программист Сэми Кэмкар, известный как автор вируса Samy Worm, в 2005 году заблокировавшего работу сайта MySpace.com.

Новой разработкой Сэми Кэмкара является неубиваемая модификация куки, которую Кэмкар называет Evercookie («вечная куки»).

Некоторые комментаторы называют ее «суперкуки», поскольку она записывает информацию в как минимум десяти разных местах на компьютере, так что их очень трудно отыскать. Сочетающую элементы традиционных инструментов слежения с возможностями, которые дает новый язык, разработку Кэмкара, как пишут, «крайне трудно уничтожить». Некоторые эксперты уже назвали ее «чудовищной».

Составив каталог всего, что он обнаружил в своем компьютере, Кэмкар придумал Evercookie, чтобы таким образом продемонстрировать, как глубоко современные интернет-технологии могут проникать в домашние компьютеры. Кэмкар открыл код своей разработки для всех желающих и говорит, что изобретенный им вариант куки следует использовать для предотвращения слежки.

Сэми Кэмкар и эксперты по защите данных считают, что производители интернет-браузеров должны договориться о внедрении единого для всех выключателя, который бы блокировал все возможности слежения за пользователем.

Однако разработчики программного обеспечения и представители консорциума World Wide Web возражают, говоря, что развитие технологий ставит пользователей перед необходимостью индивидуального выбора между новыми возможностями и защитой частной информации.

«Вы получаете новые возможности, но вы должны понимать, каким образом собранная о вас информация может быть использована, в том числе и нежелательным для вас образом, — говорит Иэн Джейкобс. — Это вопрос человеческой ответственности».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera