Сюжеты

Реклама идет по вашим следам

Этот материал вышел в The New York Times (15.10.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Пока маркетологи изобретают новые способы отслеживания активности пользователей Интернета, те, кто считает такую слежку вторжением в частную жизнь, подают судебные иски и делятся друг с другом конспирологическими теориями. Однако, похоже,...

Пока маркетологи изобретают новые способы отслеживания активности пользователей Интернета, те, кто считает такую слежку вторжением в частную жизнь, подают судебные иски и делятся друг с другом конспирологическими теориями. Однако, похоже, они рано паникуют.

Всего через несколько лет в руки разработчиков интернет-сайтов поступит целый набор новых мощных инструментов, с помощью которых маркетологи и специалисты по рекламе получат возможность следить за пользователями намного тщательнее, чем сегодня.

Пятая версия языка HTML, который используется для создания страниц в Интернете, уже применяется, но пока еще ограниченно. Переход на эту версию позволит просматривать мультимедийное содержание сайтов без установки специальных программ, проверять электронную почту без соединения с Интернетом и находить магазины и рестораны с помощью смартфонов.

Безусловно, большинству пользователей такие новшества придутся по вкусу.

«Речь идет о гораздо большем, чем просто очередная версия HTML. Это будет совершено новый Интернет», — говорит  независимый консультант Джеймс Кокс, сотрудничающий с недавно основанной нью-йоркской компанией Smokeclouds в качестве разработчика программного обеспечения.

Не все, однако, разделяют его оптимизм.

Большинство пользователей знакомы с так называемыми «куки». Они дают возможность, например, не вводить заново имя пользователя и пароль при каждом заходе на сайт, требующий регистрации, или запоминать, какие товары покупатель положил в свою «корзину».

Новый язык сделает возможным отслеживать поведение пользователя более подробно за счет использования процесса, при котором в то время, когда компьютер пользователя подключен к Интернету, большие объемы информации записываются и хранятся на его жестком диске. Этот процесс, как рассказывают эксперты, позволит рекламщикам (и не только им) просматривать информацию, накопленную за несколько недель и даже месяцев. Эта информация может включать в себя данные о географическом положении пользователя, фотографии, записи в блогах, данные о покупках, письма и журнал посещаемых им в Интернете страниц.

Исполнительный директор базирующейся в Калифорнии правозащитной организации World Privacy Forum Пэм Диксон считает, что HTML-5 «выпустит из бутылки джинна слежки в Интернете».

Знатоком дополнительных возможностей, которые открывает новый язык, считается калифорнийский программист Сэми Кэмкар, известный как автор вируса Samy Worm, в 2005 году заблокировавшего работу сайта MySpace.com.

Новой разработкой Сэми Кэмкара является неубиваемая модификация куки, которую Кэмкар называет Evercookie («вечная куки»).

Некоторые комментаторы называют ее «суперкуки», поскольку она записывает информацию в как минимум десяти разных местах на компьютере, так что их очень трудно отыскать. Сочетающую элементы традиционных инструментов слежения с возможностями, которые дает новый язык, разработку Кэмкара, как пишут, «крайне трудно уничтожить». Некоторые эксперты уже назвали ее «чудовищной».

Составив каталог всего, что он обнаружил в своем компьютере, Кэмкар придумал Evercookie, чтобы таким образом продемонстрировать, как глубоко современные интернет-технологии могут проникать в домашние компьютеры. Кэмкар открыл код своей разработки для всех желающих и говорит, что изобретенный им вариант куки следует использовать для предотвращения слежки.

Сэми Кэмкар и эксперты по защите данных считают, что производители интернет-браузеров должны договориться о внедрении единого для всех выключателя, который бы блокировал все возможности слежения за пользователем.

Однако разработчики программного обеспечения и представители консорциума World Wide Web возражают, говоря, что развитие технологий ставит пользователей перед необходимостью индивидуального выбора между новыми возможностями и защитой частной информации.

«Вы получаете новые возможности, но вы должны понимать, каким образом собранная о вас информация может быть использована, в том числе и нежелательным для вас образом, — говорит Иэн Джейкобс. — Это вопрос человеческой ответственности».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera