Сюжеты

Дубай вернулся к вечным строительным ценностям

Больше – никаких островов в форме пальм

Этот материал вышел в The New York Times (15.10.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Планы строительства в Дубае копии центральной улицы Лас-Вегаса и светящихся в темноте копий египетских пирамид заморожены. Но всего в нескольких километрах от отведенного под эти проекты участка при поддержке правительства вовсю...

Планы строительства в Дубае копии центральной улицы Лас-Вегаса и светящихся в темноте копий египетских пирамид заморожены. Но всего в нескольких километрах от отведенного под эти проекты участка при поддержке правительства вовсю продолжается строительство более скромных и практичных объектов.

Из дубайских песков встает громоздкий «аэротрополис», по размерам в два раза превосходящий лондонский аэропорт Хитроу. Через этот транспортный узел пойдет поток грузов и пассажиров в направлении соседних городов, быстрый рост которых предсказывается в следующем десятилетии.

Расширяются автострады, по которым товары из близлежащего морского порта Джебель-Али, самого большого на Ближнем Востоке, доставляются в аэропорт для дальнейшей транспортировки по воздуху. Быстро развивается дубайское метро, которому предстоит справляться с ростом населения города, ожидающимся после окончания глобального экономического кризиса.

Кризис выплат по долгам управляемого государством гигантского инвестиционного фонда Dubai World остудил горячие головы в правительстве Дубая и заставил переключить внимание с фантастических проектов на насущные. Именно они должны вернуть Дубаю статус важнейшего торгового узла и места, где индустриально развитый Запад встречается с богатым нефтью Ближним Востоком.

«Пока мир боролся с кризисом, Дубай ни на мгновение не прекращал строительство аэропорта и связанной с ним гигантской логистической сети, — говорит Джим Крейн, автор труда по истории Дубая «Золотой город». — Поэтому, когда глобальная экономика начнет выходить из кризиса, здесь все уже будет для этого готово».

Несмотря на едва не обрушившуюся на Дубай катастрофу, его экономика остается самой глобально интегрированной на всем Ближнем Востоке. Но о некоторых излишествах пришлось забыть.

Почти целиком состоящая из обслуживающего сектора, экономика Дубая практически не зависит ни от производства промышленных и сельскохозяйственных товаров, ни от добычи нефти, но крайне зависима от глобальных тенденций в торговле, банковском деле и туризме.

Избыточное предложение привело к обвалу цен на рынке недвижимости повсюду за пределами самого центра делового района, а вздымающийся на краю города частокол небоскребов обещает и дальнейшее снижение цен, способное перевесить любое экономическое выздоровление. Согласно прогнозу МВФ, в этом году экономика Дубая сократится на полпроцента (в 2009 году сокращение составило 2,5%).

Будущее Дубая во многом зависит от Абу-Даби (самого крупного из Объединенных Арабских Эмиратов), оказавшегося вынужденным выделить $20 млрд на спасение Дубая от долгового кризиса.

«Каким бы бурным ни был рост экономики Дубая и какой бы радужной ни представлялась перспектива, понятно, что в конечном итоге почти все зависит от Абу-Даби. Основные деньги находятся там, — сказал один местный аналитик. — Абу-Даби всегда будет в той или иной степени поддерживать Дубай, поскольку они очень тесно связаны друг с другом, но «поддерживать» не обязательно означает «давать деньги».

И все же, несмотря на оглушительный крах, которым закончилась строительная лихорадка, Дубай по-прежнему опережает все прочие страны Персидского залива, включая и Абу-Даби. Именно здесь находятся региональные отделения почти всех крупнейших корпораций мира.

«Дубай обладает самой лучшей городской инфраструктурой на всем Ближнем Востоке, — говорит управляющий ближневосточным отделением Standard & Poor's Ян Виллем Плентеджи. — Он себя еще покажет».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera