Сюжеты

Собянину придется слиться

Москва и Московская область скоро станут одним целым, а у Садового кольца появится второй этаж

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 116 от 18 октября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Юрий Лужков пришел на развалины, оставленные победой революции. До него не было ничего. Хаос. Свалка. Блошиный рынок. Перефразируя Черчилля, можно сказать, что Лужков принял Москву с блошиным рынком, а оставил с гипермаркетом. Теперь в...

Юрий Лужков пришел на развалины, оставленные победой революции. До него не было ничего. Хаос. Свалка. Блошиный рынок. Перефразируя Черчилля, можно сказать, что Лужков принял Москву с блошиным рынком, а оставил с гипермаркетом. Теперь в постсоветской истории Москвы есть референтная точка. Каждого следующего градоначальника будут сравнивать с Лужковым.

Формула экономического успеха Москвы лужковского периода проста: Лужков восстановил советскую систему делопроизводства  с характерным для нее уровнем организационной и технологической дисциплины и встроил в нее мощный инфляционный насос. Первое роднит его с Владимиром Путиным, сделавшим то же самое, но на федеральном уровне. Второе — с советской Грузией, где все по сравнению с остальным СССР было так дорого и богато, что всем туда хотелось. Альянс Лужкова с Церетели в этом контексте выглядит весьма органично.

В отличие от революционных демагогов, Лужков понимал, что улицы должны подметаться, горячая вода должна поступать, городские системы, созданные при советской власти — а никаких других не было и быть не могло, — должны функционировать. Понял он это одним из первых среди постсоветских руководителей — и первым сделал. Благодаря этому поток ресурсов, высвободившийся в результате первоначального разграбления государственной собственности, потек именно в Москву, где были какой-никакой, а порядок и устроенный быт. Когда при мне говорят, вот, Москва сгребает ресурсы со всей страны, я всегда спрашиваю: а почему в начале 1990-х вы и ваш мэр не занялись наведением порядка? Тогда и к вам бы затекли безумные отвязавшиеся деньги.

Но Москва могла бы быть такой же, какой мы видим ее сейчас, еще тридцать лет назад, не останови в 1969 году Брежнев косыгинскую экономическую реформу. Она лишь наверстывала упущенное за время геронтократического советского застоя. Настоящего рывка вперед при нем все-таки не последовало. Скоро мы узнаем, состоится ли этот рывок, или будет новый откат с уже достигнутых было высот.

Москва перезрела в своих границах. Новый генплан можно смело выбросить на помойку, так как в нем не решен главный вопрос города: как снизить плотность населения? Она в Москве втрое выше, чем в Париже, и в десять раз — чем в Нью-Йорке. Есть объективные пределы вместимости: если в город, в котором могут комфортабельно проживать полтора-два миллиона человек, засунуть пятнадцать миллионов, то результат — постепенная остановка городского хозяйства — не замедлит себя ждать. Это мы уже наблюдаем на московских автодорогах. Одновременно цена недвижимости стремится к бесконечности. Столица самой большой по площади страны мира загнана в узкий вольер, и дома буквально громоздятся на дома. Никакие московские проблемы нельзя решить, пока не будет резко расширена городская территория — и не на проценты, а в пять-шесть раз. Другими словами, мэр Москвы должен стать полноценным губернатором, получив под свою команду не овальчик внутри МКАД, а федеральный столичный округ. Московская область в этом случае должна перестать существовать как административная единица.

Итак, Москве нужна территория, и ей нужен современный план развития. Первое может быть сделано росчерком пера товарища Медведева, второе потребует изменения всей идеологии управления городом. Проблема не только московской экономики, но и России вообще — это проблема Заказчика. Люди, которые принимают решения, не подготовлены к тому, чтобы их принимать. Большинство, если не все или практически все российские руководители, имеют опыт работы только в окружающей их недоразвитой постсоветской экономике. Их мораль — мораль казармы, из которой они вышли. Эстетика — эстетика узенького кружка, который к ним примыкает. Главный стимул — стадный инстинкт и унаследованные или благоприобретенные представления о красивости и «крутизне». Поскольку они выбились из «грязи в князи», то грязи на их рецепторах поналипло предостаточно. Все это отразилось на облике Москвы — от огромного бронзового Кинг-Конга Великого посреди Москвы-реки, любимого иностранцами за его размеры, до архаичного «нашего Дефанса».

Гонка за «технологиями», падкость на «самое модное» — такой же бич российского управления, как и косность, и интеллектуальная неподвижность. Москва нуждается не в модных архитекторах, которые бы соорудили какой-нибудь заковыристый фаллический символ типа «Охта-центра», а в тех архитекторах, которые выигрывают контракты, а не только призы на архитектурных выставках. В Северной Америке — родине небоскребов — давно уже не строят таких монстров из стекла и бетона, как те, что понатыканы на Пресне. Первые этажи, которые реально обращены к людям, выполняются в стиле, удобном для восприятия пешеходами или людьми, проезжающими в автомобилях. А верхушку, что уходит под облака, стараются встроить в городской ландшафт или, как там говорят, в линию горизонта, skyline.

Москва могла бы избежать ошибок, анализируя опыт предшественников. Не у всех получается модерновая архитектура. Например, провальны парижские проекты Монпарнас и Дефанс. Даже французы — и не где-нибудь, а в Париже — построили таких уродов. В этом плане поучителен пример Лондона, где Сити постарались не перегружать башнями, а самый большой небоскреб вынесли подальше от центра.

Решение транспортной проблемы также требует революционных и очень дорогих решений. От трети до половины проезжей части улиц в центре города теряется из-за припаркованных автомобилей. Эпоха бесплатной парковки должна наконец закончиться. Припарковать машину на день в любом другом мегаполисе стоит от 10 до 30 и даже 50 долларов. Это неизбежная плата за сохранение улиц улицами. Не хотите или нечем платить? Идите в метро. Ходите пешком.

Москву невозможно разгрузить без массового строительства подземных парковок. Возможности создать крупные парковки в историческом центре Москвы у Лужкова были, но они не были использованы. Нет крупных общественных парковок ни под Манежной площадью, ни под сломанной и вновь построенной гостиницей «Москва», ни под сломанным «Интуристом» — ныне «Ритц-Карлтоном», ни под уничтоженным «Военторгом». Единственное крупное оставшееся пятно застройки в центре — это многострадальная бывшая гостиница «Россия» — ныне котлован. Почему бы не построить на месте гостиницы «Россия» огромный многоэтажный парковочный комплекс? Раньше это была крупнейшая гостиница в Европе, почему бы не сделать на ее месте крупнейший и красивейший в мире современный парковочный комплекс? Архитектура паркинга, если не подходить к этому слишком утилитарно, предоставляет почти безграничные возможности для архитектора.

Очень большого эффекта можно добиться реконструкцией Садового кольца. Если построить фривей — скоростную дорогу без светофоров — на втором уровне, подвесив его на опорах в центре существующей трассы, а первый использовать для развязки с радиальными улицами, то пропускная способность Садового кольца возрастет в разы. Соответственно, снизится уровень загрязнения, так как машины гораздо сильнее загрязняют атмосферу, когда стоят в пробке, а не когда быстро едут.

Третье кольцо затыкается пробками из-за плохого решения съездов с него. После нескольких лет эксплуатации уже очевидно, где не хватает площадей на съезде-въезде и где нужно достроить дополнительные полосы. Очевидные точки — пересечения с Варшавским шоссе, шоссе Энтузиастов, Волгоградским проспектом и проспектом Мира.

Москва — один из величайших городов мира, национальное достояние России. В июне 1992 года в Москву пришел градоначальник, у которого, помимо многочисленных достоинств и недостатков, была одна слабость — он любил Москву. Повезет ли ей в октябре 2010  года?

Игорь ЛАВРОВСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera