Сюжеты

Три колеса, руль на двери и похож на яйцо

Музей европейских микролитражек посреди США

Этот материал вышел в The New York Times (22.10.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Далеко заехала эта маленькая машинка. Восстановленная и перекрашенная, она теперь стоит в США, в кондиционированном музейном ангаре площадью 7620 кв. м, далеко от засыпанных обломками и испещренных воронками от бомб улиц послевоенной...

Далеко заехала эта маленькая машинка. Восстановленная и перекрашенная, она теперь стоит в США, в кондиционированном музейном ангаре площадью 7620 кв. м, далеко от засыпанных обломками и испещренных воронками от бомб улиц послевоенной Германии.

Messerschmitt KR-175 появился на свет в те далекие времена, когда острая нехватка средств передвижения породила спрос на подобную технику. Носящий имя, ассоциирующееся прежде всего с военными самолетами, KR-175 стал одной из первых так называемых микролитражек, то есть автомобилей с двигателем объемом менее 750 куб. см. Его длина менее трех метров, а вес всего 180 кг. Этот автомобиль примечателен одноцилиндровым двигателем мощностью 9 лошадиных сил, а также салоном, выполненным из плексигласа и напоминающим кабину самолета.

Маленький, оригинальный автомобильчик и в наши дни выглядит футуристически. Сегодня его и 300 других микроавтомобилей можно увидеть в Музее микролитражек Брюса Уайнера в Мэдисоне, штат Джорджия, экспозиция которого посвящена малоизвестной, но весьма примечательной странице истории автомобильной индустрии, написанной не в Соединенных Штатах. В то время как автомобили американцев в конце 40-х и в 50-е годы становились все больше, европейцы предпочитали миниатюрные машинки. К этому их принуждали обстоятельства.

«Эти автомобили появились на свет в отчаянной ситуации, — рассказывает живущий в Торонто историк и реставратор микроавтомобилей Питер Свайленс. — Но в наши дни они смотрятся прекрасными образцами инженерных решений на грани искусства».

Действительно, смелость инженерных решений просматривается в таких поразительных деталях, как трехколесная конструкция KR-175 (позднее компания Messerschmitt все же добавила четвертое колесо), или в созданном итальянскими инженерами автомобиле Isetta, вся передняя часть которого представляет из себя дверь, открывающуюся целиком, вместе с рулевым колесом и панелью приборов.

Именно яйцеобразным очертаниям автомобиля Isetta микролитражки обязаны тем, что любители и коллекционеры такой техники называют их «пузырями».

Не менее чем коллекция микролитражек, колоритен и сам Брюс Уайнер, отыскавший эти экспонаты и доставивший их в США.

Ему 51 год, он добился успеха в бизнесе, а автомобилями, как он сам говорит, интересуется с юности. Впервые он увидел Messerschmitt 20 лет назад на фотографии в автомобильном журнале и «заболел». Эта маленькая машинка не была похожа ни на один автомобиль, который он видел в жизни.

Коллекционировать микролитражки Брюс Уайнер начал в 1991 году. Экспонаты для своего будущего музея он отыскивал в сараях и гаражах по всей Европе. «С этими микролитражками все очень сложно. Нельзя просто заявиться с пачкой денег и попросить продать автомобиль, — рассказывает Уайнер. — По крайней мере, в Европе так не принято. А ведь 90% этих автомобилей сохранилось именно в Европе. Для их владельцев эти машинки имеют особую ценность, как, скажем, для вас старые часы вашего отца. Что бы вы ответили на предложение продать их первому встречному?»

Время микролитражек закончилось с наступлением эры экономического процветания. К началу 60-х годов на дорогах Европы уже царили автомобили привычного нам сегодня размера. «Малолитражки полностью вытеснили микро», — говорит Питер Свайленс.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera