Сюжеты

Три колеса, руль на двери и похож на яйцо

Музей европейских микролитражек посреди США

Этот материал вышел в The New York Times (22.10.2010)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Далеко заехала эта маленькая машинка. Восстановленная и перекрашенная, она теперь стоит в США, в кондиционированном музейном ангаре площадью 7620 кв. м, далеко от засыпанных обломками и испещренных воронками от бомб улиц послевоенной...

Далеко заехала эта маленькая машинка. Восстановленная и перекрашенная, она теперь стоит в США, в кондиционированном музейном ангаре площадью 7620 кв. м, далеко от засыпанных обломками и испещренных воронками от бомб улиц послевоенной Германии.

Messerschmitt KR-175 появился на свет в те далекие времена, когда острая нехватка средств передвижения породила спрос на подобную технику. Носящий имя, ассоциирующееся прежде всего с военными самолетами, KR-175 стал одной из первых так называемых микролитражек, то есть автомобилей с двигателем объемом менее 750 куб. см. Его длина менее трех метров, а вес всего 180 кг. Этот автомобиль примечателен одноцилиндровым двигателем мощностью 9 лошадиных сил, а также салоном, выполненным из плексигласа и напоминающим кабину самолета.

Маленький, оригинальный автомобильчик и в наши дни выглядит футуристически. Сегодня его и 300 других микроавтомобилей можно увидеть в Музее микролитражек Брюса Уайнера в Мэдисоне, штат Джорджия, экспозиция которого посвящена малоизвестной, но весьма примечательной странице истории автомобильной индустрии, написанной не в Соединенных Штатах. В то время как автомобили американцев в конце 40-х и в 50-е годы становились все больше, европейцы предпочитали миниатюрные машинки. К этому их принуждали обстоятельства.

«Эти автомобили появились на свет в отчаянной ситуации, — рассказывает живущий в Торонто историк и реставратор микроавтомобилей Питер Свайленс. — Но в наши дни они смотрятся прекрасными образцами инженерных решений на грани искусства».

Действительно, смелость инженерных решений просматривается в таких поразительных деталях, как трехколесная конструкция KR-175 (позднее компания Messerschmitt все же добавила четвертое колесо), или в созданном итальянскими инженерами автомобиле Isetta, вся передняя часть которого представляет из себя дверь, открывающуюся целиком, вместе с рулевым колесом и панелью приборов.

Именно яйцеобразным очертаниям автомобиля Isetta микролитражки обязаны тем, что любители и коллекционеры такой техники называют их «пузырями».

Не менее чем коллекция микролитражек, колоритен и сам Брюс Уайнер, отыскавший эти экспонаты и доставивший их в США.

Ему 51 год, он добился успеха в бизнесе, а автомобилями, как он сам говорит, интересуется с юности. Впервые он увидел Messerschmitt 20 лет назад на фотографии в автомобильном журнале и «заболел». Эта маленькая машинка не была похожа ни на один автомобиль, который он видел в жизни.

Коллекционировать микролитражки Брюс Уайнер начал в 1991 году. Экспонаты для своего будущего музея он отыскивал в сараях и гаражах по всей Европе. «С этими микролитражками все очень сложно. Нельзя просто заявиться с пачкой денег и попросить продать автомобиль, — рассказывает Уайнер. — По крайней мере, в Европе так не принято. А ведь 90% этих автомобилей сохранилось именно в Европе. Для их владельцев эти машинки имеют особую ценность, как, скажем, для вас старые часы вашего отца. Что бы вы ответили на предложение продать их первому встречному?»

Время микролитражек закончилось с наступлением эры экономического процветания. К началу 60-х годов на дорогах Европы уже царили автомобили привычного нам сегодня размера. «Малолитражки полностью вытеснили микро», — говорит Питер Свайленс.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera