Сюжеты

Закрутить гайки, вкрутить лампочки

Столичный рынок ЖКХ нужно освободить от чиновников, но при этом не обрушить

Этот материал вышел в № 119 от 25 октября 2010 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Егор ЛысенкоКорреспондент

Сергей Собянин заявил, что готов решить острые московские проблемы, назвав в качестве примера наиболее очевидную и склоняемую — пробки. Это, конечно, более системная задача, чем перенос памятника Петру, но даже если новому мэру каким-то...

Сергей Собянин заявил, что готов решить острые московские проблемы, назвав в качестве примера наиболее очевидную и склоняемую — пробки. Это, конечно, более системная задача, чем перенос памятника Петру, но даже если новому мэру каким-то чудом удастся ее в одночасье решить, список московских проблем останется внушительным. А значит, общественность и эксперты именно сейчас должны обсуждать эти проблемы и предлагать решения. Не питая иллюзий, что новый мэр обязательно к ним прислушается, но и не утверждая априори того, что он не захочет и не сможет что-либо изменить.

Начать подобную дискуссию лучше всего с проблемы, которая, с одной стороны, не бросается в глаза, но в то же время и не является частной, незначительной. Такой, как столичное ЖКХ. Вроде в Москве трубы не лопаются и свет не отключают. Однако ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий ГОРДЕЕВ уверен, что и эту систему в столице надо менять:

— Дмитрий, расскажите, как смена власти в Москве может отразиться на рынке жилищно-коммунальных услуг?

— Система управления городом, многоквартирными домами, созданная при Лужкове, может наконец измениться. В столице львиную долю рынка ЖКХ все еще занимают государственные унитарные предприятия. Москва, пожалуй, единственный субъект Федерации, в котором унитарное предприятие еще преобладает как тип управляющей организации.

Я также думаю, что Москва сделает шаг в сторону предоставления адресной помощи малоимущим гражданам. Ведь это один из самых богатых регионов России, и тем не менее в Москве продолжается дотирование всем без исключения жителям города содержания и ремонта недвижимого имущества. Вне зависимости от того, нужно им это или нет, миллионеры ли они или люди со средним достатком. Все равно им будет предоставлена скидка за счет дотации из средств бюджета. В то же время практически во всех остальных регионах России плата устанавливается рыночная, полная. Но поймите меня правильно: я не хочу, чтобы людей лишали дотаций. Я хочу, чтобы эти средства перераспределились в пользу тех, кому они нужны больше всего.

— Вы считаете, что теперь и Москва к этому придет?

— Я думаю, что придет, потому что существует институт жилищных субсидий, который в Москве в принципе работает. Это адресная помощь в зависимости от доходов. Человек туда приходит, показывает все возможные справки о доходах собственных и своей семьи, и ему лично из бюджета выделяют определенную помощь на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг. Параллельно с этим существует система дотирования. А когда из бюджета идут дотации, они распределяются таким образом: руководители ДЕЗов, как подчиненные префектур и департаментов города Москвы, понимают, кому надо заказать работу, чтобы пошли эти бюджетные деньги. А если бы граждане получали эту помощь для себя лично, например, на банковский счет, как это делается во всей России, они бы понимали, что за эти деньги они сами могут выбрать организацию, ту, которая по тем же расценкам сможет выполнять больший объем работ или предлагать лучшее качество.

— Вероятно ли появление на этом рынке новых игроков или перераспределение сил и влияния между старыми?

— Я думаю, что изменения тут могут быть существенными, потому что в Москве существует очень большой потенциал для развития конкуренции в сфере управления многоквартирными домами. Сегодня ситуация такова: префектуры поделены на районы, в районах работает, скажем, по одному ДЕЗу — государственному унитарному предприятию. Если собственники в каком-то одном доме вдруг захотят выбрать ДЕЗ из соседнего района, потому что там лучший директор, лучший главный инженер или он качественнее управляют домом, то они не смогут этого сделать, потому что сам директор этого ГУПа не согласится принимать их дом в управление. В Москве в зародыше задушена возможность конкуренции в этой сфере. Частных организаций, которые управляют многоквартирными домами, здесь навскидку 3—5%, не более, да и то это относится к новостройкам, которыми управляю организации, аффилированные с застройщиками.

Казалось бы, начался процесс акционирования ДЕЗов, но он организован фактически бутафорски, потому что в этих ДЕЗах 100% принадлежат городу. Меняется вывеска, а содержание остается. Как город рулил ГУПом, так и продолжит, несмотря на то, что теперь это ОАО.

— После смены власти в Москве начнет ли развиваться конкуренция?

— Очень хочется надеяться, что да. Управление многоквартирными домами — это рыночная среда (в отличие, например, от подачи тепла, воды, где конкуренция невозможна). Необходимо снять административные барьеры, чтобы впустить на рынок частные организации. Кстати говоря, те же работники ДЕЗов, профессионалы, вполне могут уволиться из этих самых ДЕЗов и создать собственные организации. Тогда она начнут между собой конкурировать, а у собственников жилья наконец появится выбор, которого сейчас у них нет.

Другой очень нехороший момент в Москве — создание в массовом порядке товариществ собственников жилья. Почему он плохой? Когда ТСЖ созрело в доме, собственники решили создать организацию, это очень хорошо. Но когда собственники не знают, что в их доме сотрудники ГУИСа товарищество собственников жилья уже создали, это очень плохо, потому что люди, узнав об этом, начинают с ТСЖ бороться. Москвичам сделана прививка против ТСЖ. Результат опроса на улице показывает, что люди говорят, что живут в домах, где создан ТСЖ, в 5—7%. А по данным самой Москвы, ТСЖ созданы приблизительно в 40% домов. То есть люди просто не знают, что живут в доме с ТСЖ. Значит, ТСЖ создавалось без них!

— Чем это чревато?

— Фактически захватываются финансовые потоки. Система такая: работники ГУИСа действуют от имени города Москвы, практически как его представители, и поскольку работников ГУИСов не хватает на все ТСЖ, один работник ГУИСа может быть председателем ТСЖ в десятках домов. И этому человеку интересы какого-то конкретного дома просто до лампочки. Вот если бы собственники этого дома выбрали какого-то своего человека в качестве председателя, то он занимался бы только их домом: чтобы все работало, чтобы деньги тратились по прямому назначению, чтобы лишнего не переплачивать, чтобы проконтролировать качество выполняемых работ, предъявлять претензии в ответ на нарушения, добиваться снижения платы… Работник ГУИСа разве будет этим заниматься в каждом доме? Нет. Зато будет подписывать акт о том, что все сделано хорошо и будет иметь какие-то откаты от тех подрядных организаций, которые осуществляли работу в доме (я уверен, что такое происходит).

— Спрогнозируйте, как будет развиваться система ТСЖ? И как бы вы хотели, чтобы она развивалась?

— Необходимо, чтобы жители домов взяли ситуацию под контроль. Либо сказали: «Нет, нам не нужно ТСЖ», либо переизбрали председателем и членами правления ТСЖ конкретных жителей именно этого дома. Если товарищество создано собственниками, то это хорошее товарищество. Пускай люди проявят свою волю. И пусть даже при этом ТСЖ станет меньше.

— Возвращаясь к политике города, известно ли вам, как Лужков влиял на жилищное хозяйство?

— Я анализировал законодательство города Москвы в жилищной сфере и должен сказать, что очень бросается в глаза пренебрежение московских властей к федеральному законодательству. Ведь это не просто формальности: есть вопросы, которые решает Федерация, например, основы рынка, в том числе в сфере ЖКХ, основы выбора управляющих организаций, смена способов управления… Москва очень часто в своих многочисленных актах, которые значительно превышают по объему Федеральное законодательство, эти нормы выхолащивает. В итоге если вы придете в какую-то московскую организацию по вопросам ЖКХ и будете апеллировать к Федеральному законодательству, то работники, привыкшие к системе московского правительства, просто вас не поймут. Пример: есть федеральные правила предоставления коммунальных услуг и есть параллельный этому московский документ. Если бы люди имели правильное правосознание, они бы сказали: «Вы московский документ не применяйте, это вопрос Москва вообще не может регулировать, по закону этот вопрос лежит в федеральной компетенции». Но никто так не скажет.

Я очень надеюсь, что новое правительство Москвы сделает серьезную ревизию и по конкретным личностям, которые находятся не на своем месте, и по законодательству города. Люди в домах не чувствуют себя собственниками, они не чувствуют себя самыми главными людьми в доме. Эту ситуацию надо менять.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera