СюжетыПолитика

Не фурычит!

Запрет на въезд большегрузных фур в Москву обернется еще большим коллапсом. Открытое письмо дальнобойщиков мэру Собянину

Этот материал вышел в номере № 126 от 10 ноября 2010 г.
Читать
Уважаемый Сергей Семенович! В течение последних месяцев заголовки статей в СМИ относительно дорог и грузового транспорта напоминали сводки с театров боевых действий: то здесь, то там «объявлялись войны» грузовикам и большегрузам. Понятно,...

Уважаемый Сергей Семенович!

В течение последних месяцев заголовки статей в СМИ относительно дорог и грузового транспорта напоминали сводки с театров боевых действий: то здесь, то там «объявлялись войны» грузовикам и большегрузам. Понятно, что хлёсткие образы привлекают внимание к материалам, но давайте сообща попробуем разобраться, кто, как и с кем собирается воевать? И ради чего развязывать войну?

МКАД без грузовиков

На вопрос, ради чего это делается, ответ очевиден — ради ликвидации пробок и заторов на автодорогах столицы. Вроде так. Цель, безусловно, правильная. Вот только, как это обычно бывает, отсутствие комплексного, системного подхода к проблеме грозит её не уменьшить, а наоборот, усугубить… По принципу «хвост вытащим — нос увязнет, нос вытащим — хвост увязнет».

Как это ни парадоксально, но подавляющее большинство водителей грузового транспорта с радостью готовы принять нововведения относительно режима проезда по МКАД и въезда в Москву.

У наших коллег зубы сводит, когда в путевом листе и товарно-транспортной накладной стоит отметка «загрузка/выгрузка в Москве». И порой не в одном месте, а в 3—4—5 точках, разбросанных по противоположным концам города! Я не знаю ни одного водителя грузового автомобиля, который не исходил бы желчью по поводу бессмысленного пережигания солярки и сцепления в пробках, невосполнимой потери времени и нервов в многочасовых московских заторах… Самое мягкое выражение, которое можно услышать на МКАД в радиоканале дальнобойщиков: «Да пропади она пропадом, эта Москва!»

Большинство торгующих сетей, распределительных центров и промышленных предприятий выстроены под свою, хоть и кривую, но уже отработанную логистическую схему. Что такое «товарно-складские запасы», объяснять не надо. У того же супермаркета существуют жёсткие графики поставки тех или иных продуктов. Им они не нужны ни заранее (излишние запасы просто складировать некуда!), ни через день (полки уже пустые, покупатели недовольны!). Товары и продукты должны быть завезены именно тогда, когда это расписано в графиках поставок.

И на этом фоне московские власти предлагают бороться не с причиной, а «рубить хвосты» — опа! и закрыть дорогу для грузовиков на подъезде к городу!

Криком хочется кричать: господа чиновники, вы хоть представляете последствия?! Ведь в отсутствие необходимого количества стоянок и парковок, мест отстоя для большегрузного транспорта это означает только одно: создать многокилометровые пробки на и без того перегруженных федеральных трассах, превратить обочины дорог в свалки мусора, где водителю ни отдохнуть, ни помыться, ни поесть.

И без решений московского правительства водители автопоездов уже давно и самостоятельно, используют любую возможность особенно при транзитном следовании через столичный регион, чтобы обойти МКАД по «сто седьмой» или «сто восьмой» трассам. Но увеличившийся грузопоток превратил, например, «бетонку» в настоящую полосу препятствий — немного едем, много стоим. А что делать-то? Иных вариантов пока нет.

Из объектов транспортной инфраструктуры в достаточном количестве есть только АЗС. Мест отдыха, питания для водителей, оборудованных стоянок для их машин практически нет.

Курица или яйцо?

Есть желания, и есть объективная реальность. Выдать желаемое за действительное, особенно если очень хочется или если начальство требует, можно. На непродолжительное время. Жесткая реальность все равно заставит с собой считаться. Всех. И Минтранс, и московское правительство, и грузополучателей, и простых водителей. Реальность такова, что грузовой транспорт везет грузы туда, где находится грузополучатель. Но не наоборот.

Лет десять, только на моей памяти, с разной степенью активности ведутся разговоры о том, что из Москвы необходимо выводить крупные промышленные предприятия, оптовые базы или по крайней мере выносить товарораспределительные центры и логистические терминалы за пределы МКАД, а также создавать стоянки для фур, тоже за пределами МКАД. И что? Да практически ничего. Несколько появившихся логистических центров в области, да, могут служить яркими положительными примерами, но погоды явно не делают!

Автоперевозчики, направляющиеся в Москву, становятся заложниками выстроенных за прошедшие десятилетия неэффективных и нелогичных логистических схем. И, кстати, отнюдь не перевозчики выстраивали эти схемы…

В комментариях к проекту постановления московского правительства сказано:

«Московская кольцевая автодорога является магистралью общегородского значения 1¬-го класса с непрерывным движением транспорта. Она объединяет в единую систему радиальные въезды в столицу, распределяя по ним автомобильные потоки.

В последнее время на прилегающих к дороге территориях построены различные объекты, в том числе крупные торгово-развлекательные центры, транспортное обслуживание которых осуществляется со стороны МКАД. Это приводит к существенному увеличению нагрузки на магистраль и как следствие — к резкому ухудшению дорожной обстановки».

Надо же! Прозрели! А все эти «различные объекты» — они что, по щучьему веленью за одну ночь выросли? Все эти «Меги», «Ашаны», «Киты» и т.д. и т.п. Москва кивает на область, область — на Москву, и в этих взаимных обвинениях замыливается главное: господа! А ведь все бумажки-согласования-разрешения остались! И подписи чиновников, решения которых «привели к резкому ухудшению дорожной обстановки», тоже не выцвели!

И, что характерно, в этих случаях грузовой транспорт к пробкам и заторам имеет не самое прямое отношение — здесь и развязки-«бабочки» самозапирающиеся, и поток легковушек, многократно превышающий пропускную способность дорог, и отсутствие необходимого количества парковочных мест, и непродуманный цикл работы светофоров, и много чего ещё…

Нужно, чтобы при выводе логистических центров из Москвы была разработана грамотная программа привязки основных потребителей товаров к крупным торговым центрам, гипермаркетам и внутренним рынкам, к соответствующим областным логистическим паркам. И если, как во многих городах мира, для этих целей будет осуществлено ночное движение товаров к потребителям, то город от этого только выиграет. В ночное время «бычки», «Газели» и большегрузные авто беспрепятственно, не участвуя в создании «пробкового» движения, могли бы перемещать товары, причем совершая больше поездок и меньше загрязняя выхлопными газами Москву. В ночное время товаропроводящая сеть будет работать лучше и эффективнее, с большим КПД на один автомобиль.

В настоящее время большая часть имеющихся складов, логистических центров и товарных баз Москвы расположены в промышленных зонах города, на товарных дворах железной дороги, а некоторые, по старинке, даже в спальных районах Москвы.

В идеале все логистические центры должны быть расположены в Московской области на удалении 15—30 км от МКАД. Это оптимальное расстояние для обслуживания Москвы товарными потоками как в дневное, так и в ночное время суток. При этом логистические центры и парки необходимо строить между двумя федеральными трассами, для возможности маневра потоками в случае появления пробок на одной из магистралей.

Создайте условия — и запретов не понадобится…

Планируемое строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), со всеми сопутствующими строительству неизбежными коррупционными скандалами, разборками, делёжкой земли и денег, всё-таки даёт шанс на изменение транспортно-логистической схемы Московского региона.

В проекте обозначено, что новое кольцо будет иметь ширину до 3—4 полос в каждую сторону, между внешней и внутренней сторонами кольца будет сооружён разделительный барьер, дорога будет проходить в обход крупных населённых пунктов, при пересечении с федеральными и региональными трассами планируется сооружение многоуровневых транспортных развязок.

Вот в такой последовательности, видимо, и должны развиваться события: сначала дороги, эстакады, логистические центры и терминалы, оборудованные стоянки для большегрузного транспорта — и, к Вашему удивлению, окажется, что никаких тотальных запретительных мер относительно МКАД и грузовиков принимать не понадобится!

Логика, здравый смысл и экономическая целесообразность будут куда действеннее, чем запретительные и карательные меры!

А про фактор времени я уже говорил. Будьте честны перед населением города, перед грузоперевозчиками, перед своим шефом: с введением одних только ограничений для въезда грузовиков на МКАД чуда на следующий день не произойдёт. А вот товарно-транспортный коллапс неизбежен.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow