СюжетыПолитика

Прощание с «Цыпой-гриль»

Как новая столичная власть заклевала пирожковые и чебуречные. И почему грызутся менеджеры туалетных кабинок

Этот материал вышел в номере № 127 от 12 ноября 2010 г.
Читать
Отрешенец Юрий Лужков может завидовать изобретательности своего преемника из Сибири. А самому преемнику, кажется, стоило бы запатентовать находку. Ведь решать проблему московских пробок мэр Сергей Собянин предложил, кроме прочего, за счет...

Отрешенец Юрий Лужков может завидовать изобретательности своего преемника из Сибири. А самому преемнику, кажется, стоило бы запатентовать находку. Ведь решать проблему московских пробок мэр Сергей Собянин предложил, кроме прочего, за счет сноса киосков и передвижных тонаров, расположенных вблизи метро или больших магистралей. «Именно эти мелкорозничные объекты усугубляют и без того трудную транспортную ситуацию в городе», — заявил он. При этом о крупнорозничных объектах или даже средних Сергей Семенович не упомянул. (Хотя, как давно твердят дорожные специалисты, напрягают трафик в городе как раз большие торговые центры.) Но возможно, как часто бывает, в этом виноваты злые помощники сибирского мэра.

Во всем городе развязалась борьба с пробками за счет устранения торгашей. Только в Центральном округе из 1853 киосков разобрали и вывезли 441. На очереди в ЦАО еще две сотни объектов. «Работаем оперативно, — рассказал мне пресс-секретарь префектуры ЦАО Павел Большунов . — Если киоск стоит впритык к проезжей части, загораживает обзор, мешает проходу пешеходов — что здесь рассусоливать? Звоним владельцу и вывозим».

С особым усердием чиновники взялись за дело там, где трафику, казалось, уже ничто не поможет. Где даже капитальная реконструкция и расширение проезжей части заканчиваются провалом. Например, на площади Тверской Заставы или у станции метро «Щелковская». Эти болевые точки зачистили от палаток почти полностью. При этом в качестве компенсации новые места в окрестностях, по словам Большунова, получат только владельцы киосков, не запятнавших себя нарушениями.

На площади перед метро «Улица 1905 года», похоже, честно работали единицы. Местность расчистили от киосков полностью, и новых мест пока никому не дали. Вблизи от метро оставили только киоск с газетами (их мэр реабилитировал), палатку с цветами и будку с мороженым (наверное, чтобы продавщице газетного киоска Лилии Павловне не было одной скучно). «Лучше бы оставили Казбека, — вздыхает из окошка Лилия Павловна. — Я у него горячий чай брала, чебурек с сыром… Хороший был парнишка, подвижный такой. Тут таких казбеков тьма, конечно, была: беляши, пирожки, куры. Но я только одного выделяла, уж больно он приветливый парнишка-то».

А Ольга Константиновна, бабушка-«бутерброд» на углу Потаповского и Маросейки, вспоминает Динара и Аскера из палатки с курами-гриль. Еще утром 1 ноября на этом углу их было четверо — Ольга Константиновна раздавала рекламу, Луиза продавала фрукты и овощи за небольшим прилавком, а Динар и Аскер орудовали куриными тушками в своем тонаре под названием «Цыпа-гриль». Затем после обеда приехала милиция, представители мэрии и префектуры.

— Стали требовать у ребят документы, — вспоминает Ольга Константиновна. — Такие и сякие, и все им было мало. А потом один милиционер сказал: «О! А вы же тут мешаете проходу пешеходов, ухудшаете общую транспортную ситуацию! А ну!». Я стала заступаться, но и мне досталось…

В частности, бабушку попросили не курсировать туда-сюда по тротуару и не заслонять своим «бутербродом» проезд.

И вот какой итог. Луиза с овощами переместилась во дворы. (Я разыскал ее, но напуганная женщина разговаривать отказалась, даже при условии, что я куплю у нее килограмм груш.) А легендарную круглосуточную палатку сети «Цыпа-гриль», где работали Динар и Аскер, убрали уже на следующий день, 2 ноября. Притом что простояла она здесь лет десять, побив рекорд долголетия среди передвижных тонаров центра Москвы.

За это время палатка успела попасть в пару путеводителей по Москве. Журнал «Афиша» упоминал именно эту «Цыпу-гриль» как киоск с самой вкусной курицей на вертеле в городе. Но больше всего добрых слов о «Цыпе» говорили местные (в квадрате между Мясницкой и Покровкой «Цыпа» была единственной продуктово-сигаретной палаткой). А также ночные жители — палатка просто незаменима для жадных клерков и молодежи, ведь здесь можно было недорого поесть, тут же дернуть пива, и назад — в клуб.

Киоск «Цыпы-гриль» пережил в 2007 году и кампанию Геннадия Онищенко по искоренению шаурмы. В верных клиентах «Цыпы» ходил главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Впрочем, даже эти обстоятельства киоск не спасли.

— Это уже третий киоск в центре, который мы вынуждены ликвидировать, — рассказала мне исполнительный директор сети «Цыпа-гриль» Елена Мерзликина . — Во всех случаях нас буквально вышвыривали, хотя у наших тонаров имеются все разрешения на мелкорозничную деятельность на своих точках до конца 2010 года. При этом власти не предложили ни компенсацию, ни даже новые места, а ведь именно на этих условиях новый мэр предлагал перемещать киоски. Мы оказались просто в унизительном бесправном положении…

Историю «Цыпы» я рассказал в префектуре ЦАО. Там пообещали разобраться, но на всякий случай заметили, что перегибы, конечно, бывают…

И если в центре города работы по уборке киосков в самом разгаре, окраины еще только ждут своей очереди. Например, в ожидании чиновничьего рейда между «мелкорозничными» работниками у выходов из метро «Бабушкинская» развернулась натуральная конкурентная борьба. «Менеджер туалетных кабин» (зеленого цвета) тетя Лиза подсчитала, что ее коллега Вера со своими кабинками синего цвета располагается на пять метров ближе к южному выходу из метро.

— И что получается, она встала там полжопой на тротуаре, загородила все, и людям уже не пройти! Нарушает! И документов у нее нет! И толчки вонючие! Сдам тебя…

Тетя Лиза, бойкая невысокая женщина лет 55, одетая, кажется, в три фуфайки, разговаривает громко, чтобы слышали все прохожие. Вера, наоборот, расслабленная и, похоже, с похмелья:

— Ну чё ты орешь…

— Алкоголичка! — визжит тетя Лиза. — Звоню в милицию!

Удивительно, но туалетчица действительно прикладывает телефон к уху, но спустя пару секунд отнимает обратно: «Черт с тобой, на себя еще накликаю».

Через дорогу продавцы сетевых киосков «Стардогс» (хот-доги) и «Теремок» (блины) сказали, что их палатки будут разобраны к 17 ноября. На этот же день назначен якобы и официальный рейд чиновников и милиции. Впрочем, в управе Бабушкинского района эту информацию комментировать отказались.

Еще через дорогу внутри сигаретно-пивного ларька ругаются двое: продавщица Карина и Харун Хазин, владелец ИП «Хазин».

— Да прекрати, слушай! Никто меня тут не тронет, мамой тебе клянусь! — говорит мужской голос.

— А если придут, Харик, мне зубами в твою будку вцепиться?! Я отказываюсь! — отвечает женский.

Вмешиваться было неловко, но я все же попросил прокомментировать ситуацию. Вот что сказал Харун Хазин:

— Что это за мэр такой, да? — который ломает бизнес людям? В Москве почти десять тысяч ларьков, это, считай, минимум 15 тысяч рабочих мест. Куда их? Может, господин мэр возьмет мою Карину и меня к себе на работу? За 10 тысяч рублей в день минус налоги, сколько мы тут делаем! Или я к нему перейду в эту… в оппозицию!

— Да куда это ты перейдешь, Харик? — сказала Карина.

P.S. Между тем Департамент потребительского рынка и услуг мэрии открыл «горячую линию» для владельцев киосков. От предпринимателей, чьи ларьки оказались под угрозой сноса или уже снесены, ждут «конкретных предложений по изменению схемы, а также обоснования целесообразности сохранения объектов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow