СюжетыПолитика

Власть — не сауна

Почему в Финляндии и премьер, и президент — женщины, и как работает этот «тандем»

Этот материал вышел в номере № 127 от 12 ноября 2010 г.
Читать
Ожегову был известен один-единственный тандем, что он и отразил в словаре своего имени: «Машина, механизм, в к-ром однородные устройства расположены последовательно на одной оси. Велосипед-т (сдвоенный, двухместный)». Современный...

Ожегову был известен один-единственный тандем, что он и отразил в словаре своего имени: «Машина, механизм, в к-ром однородные устройства расположены последовательно на одной оси. Велосипед-т (сдвоенный, двухместный)». Современный политизированный россиянин много образованнее замечательного лингвиста, окончившего трудовой путь при советской власти. Всякий читатель газет и Интернета прочно забыл про двухместный велосипед, но разбуди ночью — отчеканит, что тандем — это Медведев и Путин, правящие Россией в одной упряжке.

Русский язык играет с журналистами и политологами свои шутки. Заглянув 22 июня нынешнего лета за финский забор и обнаружив там в дополнение к даме-президенту свеженького премьер-министра женского пола, журналисты и политологи хором запели про женский тандем.

Между тем никаким тандемом в Финляндии не пахнет. В стране реальное разделение властей, и каждая из дам едет на своем велосипеде. К тому же полный матриархат разбавляет своим присутствием спикер парламента Саули Ниинистё, нынешний фаворит президентской гонки-2012. Все они из разных партий: президент Тарья ХАЛОНЕН — социал-демократ, премьер Мари КИВИНИЕМИ — из Партии центра, спикер парламента — из Национальной коалиционной партии, стоящей на позициях либерализма и динамического консерватизма (то есть в нашей терминологии правоцентристы). Три перечисленные партии — крупнейшие, они определяют, но не исчерпывают финский политпейзаж, в котором еще наблюдается пяток партий помельче в парламенте и одиннадцать не преуспевших на последних выборах.

Тандем — не тандем, но ситуация как минимум нестандартная. Со времен премьера Шри-Ланки Сиримаво Бандаранаике, открывшей женщинам путь на самый пик власти в 1960 году, высших постов в разных державах добились почти полсотни дам. Но так чтобы два руководящих поста в одной стране одновременно занимал нежный пол, случалось считаное количество раз: в Шри-Ланке в середине 90-х годов (где законно избранная президентом Чандрика Бандаранаике Кумаратунга назначила премьер-министром родную мать, опытную Сиримаво Бандаранаике) и в Новой Зеландии уже в новом веке. В 2003 году такое впервые произошло и в Финляндии. Нет, собственно феминизм победил здесь тремя годами раньше: в 2000 году Тарья Халонен стала первой в истории страны женщиной-президентом. После победы на парламентских выборах 2003 года Партии центра ее глава Аннели Яаттеэнмяки возглавила правительство. Женский дуумвират просуществовал четыре месяца и одну неделю: Аннели не простили обнародование в предвыборную кампанию секретных бумаг с записями переговоров ее предшественника Пааво Липпонена (социал-демократа) с президентом США Джорджем Бушем о поддержке Финляндией войны в Ираке. Оскандалившуюся Яаттеэнмяки сменил Матти Ванханен. Он уверенно руководил двумя правительствами, а этим летом ушел в отставку — по состоянию здоровья. Однако всей активной Финляндии известно: проблема с ногой у Ванханена наличествует, но в основном премьеру не поздоровилось от коррупционного скандала. Журналисты государственной телекомпании YLE откопали штабель досок, будто бы некогда не оплаченный любителем поплотничать Ванханеном. Ценник четырнадцатилетней давности впечатлил журналистов, и они поведали о нем миру. «Бордгейт» раскрутили, за ним потянулся скандал с предвыборным финансированием, он и довел лидера Партии центра до отставки.

Новым лидером партии избрали министра по делам регионов, очаровательную Мари Кивиниеми. В соответствии с нынешней парламентской конфигурацией председатель Партии центра становится премьер-министром. По процедуре ее кандидатуру вносит президент и утверждает парламент.

У президента и премьера много общего и куча отличий. Обе — профессиональные политики (простите эту и все дальнейшие неуклюжести — русский язык к равноправию полов не готов), в молодости вступившие в партию. Обе окончили Хельсинкский университет (президент — с дипломом юриста, премьер — экономиста). В политике возникли путем выборов: Тарью Халонен впервые избрали в парламент в 1979 году, Мари Кивиниеми — в 1995-м. У обеих дам огромный опыт управленческой работы — до избрания президентом Халонен побывала министром социальной защиты и здравоохранения, министром юстиции и министром иностранных дел, Кивиниеми успела поработать министром внешней торговли и развития и министром по делам регионов. Обе активно занимались при этом работой в общественных организациях (объектом общественного интереса Тарьи Халонен была в свое время защита прав сексуальных меньшинств, что в нашей, гомофобной по менталитету, стране ей припоминают то и дело). И премьер, и президент — женщины-матери: дочь президента Анна Халонен — специалист по международной политике, дочь и сын премьера Ханна и Антти Кивиниеми — подростки-школьники. Обе — замужем, но Тарья Халонен долго (16 лет) и счастливо жила с профессором Пентти Араярви (своим соседом по лестничной клетке) в гражданском браке. Избравшись на высший пост, она пожалела службу протокола и оформила брак официально. У протокола возникли лексические трудности: не называть же Араярви первым бойфрендом страны!

В отличие от горожанки и уроженки пролетарского района Хельсинки Тарьи Халонен, Мари Кивиниеми родилась в Южной Остроботнии. О том, что она дочь куриного фермера, пошутили в Финляндии уже все, кто мог. Потому неудивительны политические пристрастия: Партия центра в прошлом была Аграрной партией, а на ее эмблеме и сейчас цветок клевера. Желай и мы пошутить, сострили бы о рабочей и колхознице, но это совсем не смешно: социальные лифты в Финляндии работают исправно. Мари Кивиниеми (из конкурирующей с президентом партии) заняла высший пост в правительстве в неполные 42 года. В духе времени и в соответствии с правилами финской политической жизни Мари Кивиниеми открыта для общения через собственную домашнюю страницу в Интернете (www.marikivinemi.net). Оттуда любой желающий может узнать о ее трудовом пути, увлечениях, краях, где Мари с семьей всегда отдыхает (озеро Ванаявеси) и даже месте постоянного жительства (Хельсинки, престижный район Тёёлё, улица Райясаарентие).

Президентская резиденция Мянтюниеми в паре минут езды от премьерской улицы. Летом Тарья Халонен отдыхает и принимает гостей в резиденции Култаранта на курорте Нааантали, куда к ней недавно съездил российский президент. По стопам Дмитрия Медведева каждую пятницу ходят туристы: в парк Култаранты вход по вечерам свободный. Можно и в любой будний день, но с гидом. Публику не отгоняют и парковку не закрывают: фотографируй, что видно через забор. Впрочем, повидать Тарью Халонен можно, и не карауля возле резиденций: наша невестка гуляла рядом с президентом в фойе Оперного театра в антракте. А могла бы, кстати сказать, гулять и рядом с премьером — Мари Кивиниеми раз в месяц обязательно ходит в Оперу. И для полноты картинки: прогулкам в фойе никто не мешал. Спроецируйте ситуацию на российскую действительность: президент пришел в театр — сколько удовольствия получат все остальные…

Карьеру Мари Кивиниеми и Тарьи Халонен вполне может повторить каждая из финских женщин-министров (счет господ и дам в правительстве Финляндии 9:11), и еще десятки депутатш парламента. Мужчина, женщина — финскому избирателю все равно. Он давно избавился от средневековых предрассудков и научился судить по делу. Парламент и правительство — это ж не баня. Или, учитывая местный колорит, — не сауна.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow