СюжетыОбщество

Yahoo! Как это будет по-русски?

Второй в мире поисковик открыл свой русскоязычный портал

Этот материал вышел в номере № 127 от 12 ноября 2010 г.
Читать
В Рунете произошло знаменательное событие: в начале ноября компания Yahoo!, второй в мире поисковик после Google, открыла наконец русскоязычный портал (yahoo.ru или ru.yahoo.com). Учитывая, что произошло это после многолетних размышлений,...

В Рунете произошло знаменательное событие: в начале ноября компания Yahoo!, второй в мире поисковик после Google, открыла наконец русскоязычный портал (yahoo.ru или ru.yahoo.com). Учитывая, что произошло это после многолетних размышлений, во время которых Yahoo! никак не могла выбрать оптимальную стратегию продвижения на российский рынок (вела переговоры с инвестиционной компанией «Финам» о покупке принадлежащих ей провайдеров, в 2009 году даже собиралась приобрести Rambler), мы были вправе ожидать чего-то из ряда вон выходящего…

Но произошло даже менее чем ничего. Собственно, русскоязычная версия поисковика по адресу yahoo.ru существовала давно, но кроме языка заглавной странички, ничем не отличалась от американской. Вновь открытый портал размещает ссылки на русскоязычные новости и включает раздел «Мое избранное», где ссылки ведут на несколько популярных в Рунете ресурсов (ЖЖ, «Афиша.ру», Facebook, Twitter, «Одноклассники» и пр.). Список легко можно настроить «под себя».

В общем, этим «русскоязычность» нового портала и исчерпывается. Попробовав зайти по ссылке «Погода», сиротливо приютившейся в самом низу страницы, я с изумлением узнал, что в Москве сегодня 32 градуса. Прошло несколько секунд, прежде чем я сообразил, что это не задержавшиеся данные за июль и август, а самые что ни на есть последние ноябрьские, только выраженные в непривычных фаренгейтах. Вставить в сервис известную каждому школьнику формулу пересчета в градусы Цельсия могли бы просто из уважения к пользователю, и едва ли эта операция стоит миллиарды долларов.

В ряде источников также уверяли, что единственный сервис Yahoo!, который русифицирован, — почта. Я попробовал зайти на свой почтовый ящик, существующий в Yahoo! уже лет двенадцать (и забитый спамом под завязку), и получил вполне англоязычный интерфейс, с американской рекламой и ссылками. Единственное последствие — Yahoo! теперь меня узнает и приветствует с заглавной страницы, причем по-русски.

Одна из первых в мире крупных интернет-компаний, Yahoo! во второй половине 1990-х представляла собой не поисковую систему, а крупнейший каталог интернет-ресурсов (чтобы понять, в чем отличие, зайдите на заглавной странице Яндекса по ссылкам «Игры», «Дом», «Спорт», «Бизнес» и пр.). В течение всего последнего десятилетия Yahoo! кидалась из крайности в крайность, пытаясь изобразить из себя настоящий поисковик, — в начале 2000-х использовала поисковую машину Google, потом долго разрабатывала собственную технологию, наконец, в прошлом году стала продвигать майкрософтовскую поисковую технологию Bing (Microsoft со своим Bing сейчас занимает третье место в мире по количеству пользовательских запросов, после Google и Yahoo!). Тем не менее американские пользователи привыкли к Yahoo!, и в США она занимает место, примерно аналогичное нашему Mail.ru.

Но в русскоязычной версии никакого «Бинга» вы не увидите. Менеджеры Yahoo! сочли, что в собственной поисковой базе ссылок на русскоязычные ресурсы больше, чем у Microsoft, и оставили собственные поисковые технологии. Для простого пользователя это может быть и незаметно — первая-вторая страница результатов общего поиска отличается от Гугла и Яндекса не больше, чем они различаются между собой. Зато кардинально отличается поиск по русским новостям: в Яндексе или Google вы получите исчерпывающий обзор источников по данному запросу, а Yahoo! дает лишь несколько десятков ссылок на случайные публикации, отобранные по непонятному критерию. Впрочем, традиционно хорош поиск по картинкам — очень слабый у Яндекса и испорченный нововведениями у Google и Microsoft.

В общем-то, Yahoo! в Рунете, по идее (и по заявлениям менеджеров), конкурирует не с другими поисковиками, а с такими порталами, как Mail.ru — входными точками в Интернет для большинства пользователей. Но открывшийся портал пока для этого, мягко говоря, слабоват: сравните число сервисов и всяких других примочек, ставших уже стандартными (вроде карт или словарей-переводчиков) на других популярных ресурсах. Вот как прокомментировала для «Новой» появление портала yahoo.ru Ольга БРУКОВСКАЯ, вице-президент Mail.ru: «Yahoo! вышла на российский рынок с теми сервисами, которые уже хорошо представлены в Рунете: почта, мессенджер, информационно-новостные проекты. Как всем хорошо известно, эти отрасли являются высококонкурентными. Yahoo! не предложила российской аудитории интересных, инновационных сервисов и решений. Кроме того, компания выходит на рынок, где уже давно определились свои лидеры, для конкуренции с которыми Yahoo! потребуется много сил и времени. Так что в ближайшем будущем новый игрок вряд ли сможет что-то изменить на российском интернет-рынке».

«Российский рынок в области поиска является одним из самых конкурентных в мире, — сказал пресс-секретарь Яндекса Очир МАНДЖИКОВ. — Чтобы занять заметную долю на этом рынке, необходимо осуществить значительные инвестиции в разработку приложений, в найм специалистов (которых в мире не так много), в локализацию различных сервисов. Мы не знаем, что именно собирается делать Yahoo!, и по запущенной лайт-версии портала это сказать невозможно, но всех перечисленных этапов не избежать никому».

В пресс-центре Google ситуацию комментировать отказались, лишь отметили, что «мы приветствуем конкуренцию на рынке, поскольку она способствует развитию инноваций и побуждает компании внедрять новые, более технологичные и полезные продукты и сервисы, от чего выигрывает пользователь и индустрия в целом».

Это правда, но в отличие от Google, ставшего весьма популярным в нашей стране еще задолго до специальной адаптации своих сервисов для россиян (что произошло в 2006 году), Yahoo! нашим пользователям до сих пор была известна лишь по названию. А пока в Yahoo! раскачаются, чтобы наполнить свою русскоязычную версию уникальным содержанием, похоже, пользователи о ней успеют забыть окончательно: Yahoo! не имеет и такого преимущества, как Microsoft Bing, на который вас отправит Internet Explorer по умолчанию. Но и Bing к сентябрю 2010-го, за год после запуска русскоязычной версии (притом куда более основательной), занял на российском рынке лишь 0,7%.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow