СюжетыКультура

В этом спектакле не произнесут ни слова

Открывается фестиваль Нового европейского театра (НЕТ)

Этот материал вышел в номере № 127 от 12 ноября 2010 г.
Читать
Фестиваль НЕТ 11-й год подряд формирует новый тип зрительского сознания. Заключается он в не новой, но всегда свежей мысли: зрителю может быть в театре неудобно или как минимум непривычно, и зритель имеет все шансы получить от этого...

Фестиваль НЕТ 11-й год подряд формирует новый тип зрительского сознания. Заключается он в не новой, но всегда свежей мысли: зрителю может быть в театре неудобно или как минимум непривычно, и зритель имеет все шансы получить от этого удовольствие неменьшее, чем от поглаживания по шерстке стереотипного видения. Современный театр — часть современного искусства, а оно бывает и умным, и надменным, и захватывающим, и пустым, но почти всегда тут совершается та работа, из-за которой мы современным искусством и интересуемся: попытка объяснить нам всё про нас самих. Рефлексия — штука часто неприятная, но нужная.

Тенденция НЕТа-2011 — спектакли российских режиссеров в зарубежных театрах и зарубежных режиссеров в российских. «Нетовская» номенклатура отправилась друг к другу в гости. 17 и 18 ноября покажут «Мертвые души» Кирилла Серебренникова, поставленные в Национальном театре Латвии в манере физического театра. Физиологичность гоголевской прозы предоставляет такую возможность, и хочется верить, что Серебренников нырнул в нее без излишних перехлестов. Латышские артисты сообщают тексту дополнительный комический эффект.

В польском театре «Народовы» Иван Вырыпаев поставил «Танец Дели», где герои — посетители городской больницы, встречаясь в приемном покое, исполняют танец, выражающий их боль и тревогу за своих близких. Одну из главных ролей сыграла и перевод текста на польский язык осуществила новая муза Ивана Вырыпаева, польская актриса Каролина Грушка. 19-20 ноября.

Латышский режиссер Алвис Херманис поставил в мюнхенском «Каммершпиле» «Поздних соседей» по рассказам Исаака Башевиса Зингера. «Поздние соседи» — пример не документального Херманиса, а театрального, как раз такого, каким его любит большинство: внимание к подстаренным декорациям, нарочитая театральность костюмов и интонаций, нежная ирония с вмешанной в нее ностальгией. Трагикомические истории еврейских чудаков кому-то напомнят фильмы братьев Коэнов.

23-24 ноября.

Выдающийся британский режиссер Рамин Грей поставил в московском театре «Практика» современную классику немецкой драматургии, пьесу «Урод» Мариуса фон Майенбурга, где человек ради карьеры делает пластическую операцию и лишается своего неповторимого «я» (16 ноября). Знаменитый французский режиссер Эрик Лакаскад поставил с актерами вильнюсского театра Оскараса Коршуноваса «Дядю Ваню» — и смена режиссерского языка дала литовской труппе новые неожиданные краски (сам Коршуновас в это время менял «звучание» труппы Александринского театра). 26-27 ноября.

Завершится фестиваль работой венгерского режиссера Виктора Бодо по книге Петера Хандке «Час, когда мы ничего не знали друг о друге». В этом спектакле люди не произнесут ни слова. Это не балет и не опера. Актеры просто молча проживут для нас в неком безымянном городе кусочки жизней, и некоторые мизансцены попадут на большой видеоэкран за ними. Будет звучать много красивой музыки, которая что-то объяснит — зачем живем, зачем страдаем… Видевшие спектакль отзываются о нем как о главном театральном впечатлении последних лет. 28 ноября.

Подробнее: netfest.ru

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow