СюжетыКультура

Рампы нет. «Железный занавес» остался

Вышел №1 обновленного «Театра»

Этот материал вышел в номере № 127 от 12 ноября 2010 г.
Читать
Легендарный журнал вновь, вновь и вновь возобновлен. (В девяностых и нулевых он пережил несколько коллапсов.) Выходить «Театр» в новой инкарнации будет шесть раз в год. Главный редактор — театральный критик Марина Давыдова. «Пилотный»...

Легендарный журнал вновь, вновь и вновь возобновлен. (В девяностых и нулевых он пережил несколько коллапсов.) Выходить «Театр» в новой инкарнации будет шесть раз в год. Главный редактор — театральный критик Марина Давыдова. «Пилотный» номер разнороден: всякое приличное периодическое издание в первые месяцы ищет себя. Но уже здесь редакция предъявила профессиональному сообществу три четкие идеи.

Все три «горячие»: диагнозы месту-времени, кажется, поставлены точно.

Идея первая: «Россия с момента падения пресловутого «занавеса» так и не вписалась в общеевропейский театральный процесс… Пропасть между нами и ними остается. И она не становится меньше. Она… в разнонаправленности векторов. Желая того или нет, мы все дальше и дальше уходим от Европы. А заодно — от своего настоящего и будущего».

Этот тезис — главный. И касается не только «департамента Мельпомены» (сильно, впрочем, потесненной Талией — обнаглевшей в наших краях музой комедии). Но совершенно естественно: «Театр» видит болезнь всего организма на своем материале.

** Идея вторая:** профессиональное сообщество остро нуждается в просвещении. Все, что совершалось дома, — забыто. А помянутый выше «мировой опыт» так и не освоен.

** Идея третья:** театральное образование, бытование театра во всех его формах так же остро нуждаются в децентрализации, как вся Россия.

Поставив проблемы, «Театр» в №1 принимается их решать. Уровень еще не устоялся. Большой текст Ольги Гердт о Пине Бауш имеет прямое касательство к идеям №№1-2. Эссе замечательно написано — и это совершенно не мешает ему быть внятным и информативным. Сопровождают образцовый просветительский текст плотные списки книг и фильмов (и даже роликов YouTube) о Tanztheater в Вуппертале, объемные справки о предшественниках Пины.

Далее в номере — текст о театре Анатолия Эфроса. Также просветительский. Весь он — порыв и обрывки.

…Впрочем, перечислим. В №1 — публикация о перформансе как жанре, текст о Георгии Гурджиеве (маг, мистик или шарлатан — но Гурджиев остро интересовал Ежи Гротовского, Питера Брука и, как выясняется, Юрия Погребничко). В №1 — отличная статья Алены Карась о рефлексии истории ХХ века в польском и немецком театре… и о почти полном отсутствии такой рефлексии на сценах России. В №1 — емкая дискуссия Олега Лоевского, Кирилла Серебренникова, Александра Попова и Марины Давыдовой «Нужны ли в провинции театральные вузы?» (тема важная, но дискуссия — шире: именно о децентрализации всей страны и идет речь). По давней традиции «Театра» в номере есть и пьеса — насмешливая и уютная «Река» Алексея Паперного, совершенно не похожая на надрывный и бездумный ужас-ужас «новой драмы».

Трехтысячный тираж «Театра» №1 разошелся дней за десять.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow