СюжетыПолитика

Гвардейцы «серого кардинала»

Как инкубатор партии власти превратился в сборище политических гастарбайтеров. Итоги первой пятилетки

Этот материал вышел в номере № 129 от 17 ноября 2010 г.
Читать
Гвардейцы «серого кардинала»
Фото: «Новая газета»
«Молодая Гвардия Единой России» (МГЕР), задуманная не только как средство уличной борьбы с померещившейся «оранжевой» революцией, но и как инкубатор будущих партийцев, эволюционировала с момента создания до уровня низкоквалифицированной...

«Молодая Гвардия Единой России» (МГЕР), задуманная не только как средство уличной борьбы с померещившейся «оранжевой» революцией, но и как инкубатор будущих партийцев, эволюционировала с момента создания до уровня низкоквалифицированной политической рабочей силы. Самое удивительное, что это вполне устраивает и ее создателей, и саму «Единую Россию».

Вчера «Молодая Гвардия» отмечала юбилей — пять лет со дня первой, учредительной конференции. Пятилетие «Молодая Гвардия» встречает в, мягко говоря, подвешенном состоянии: топ-менеджмент организации «разобран», ее лидер Руслан Гаттаров заседает преимущественно в сенате, доступ к депутатским мандатам продолжает прикрываться, а репутация в обществе у элитного подразделения прокремлевской «молодежки» стала еще хуже, чем у уличных «нашистов». Причина — последние скандалы с тушением пожаров в фотошопе, неуклюжие заявления о «мародерстве» Шевчука (якобы это Герой России Александр Пегишев назвал переданные музыканту звездочки убитого капитана Марковца мародерством, что сам Пегишев и опровергнул) и, конечно, статья на сайте организации, в которой «молодогвардейцы» угрожают «наказанием» журналисту «Коммерсанта» Олегу Кашину незадолго до нападения на него.

О деградации организации открыто говорят и сами представители «Молодой Гвардии». В стане разочарованных «молодогвардейцев» появляются призывы вспомнить, для чего их звали в политику. Например, сотрудник центрального штаба Вячеслав Правдзинский пишет в своем блоге, что представители организации уже не формируют политическую повестку (интересно, когда это они ее формировали?), а «борются за подряд на реализацию мероприятий»: «Из формально существующих 83 отделений в живых осталось в лучшем случае 15, которые превратились в конторы по организации мероприятий социально-политической направленности и мобилизации молодежи под те или иные потребности партии или региональной администрации».

В «Молодой Гвардии» обижаются, что «кто-то там, наверху, подбирает нового лидера, и один из основных кандидатов — человек, не имеющий к МГЕР никакого отношения». Это о пресс-секретаре Бориса Грызлова Тимуре Прокопенко. Правда, как подтвердили «Новой» в Фонде эффективной политики и ЦИКе партии, обижаться поздно: Прокопенко уже водили на показ к первому заместителю главы администрации президента Владиславу Суркову, и он тому понравился.

Впрочем, проблема гораздо шире личных предпочтений Суркова. Дело в том, что в МГЕР, как и в «Единой России», отсутствуют четкие критерии эффективности деятельности, хотя у «большой» партии есть хотя бы формальные показатели, так называемые выборы, где можно что-то сравнивать и делать какие-то выводы. Впрочем, отсутствие реальной системы критериев — это сознательная управленческая тактика Суркова и главы аппарата правительства Вячеслава Володина. Ведь если есть правила игры, переиграть их создателей — достижимая задача: можно стать эффективнее, сильнее. Нельзя выиграть, когда все фигуры всё время ходят по-разному.

Сейчас в «Молодой Гвардии» звучат даже робкие голоса о том, чтобы самим выбрать себе нового лидера. Но все призывы к изменениям абсолютно нереализуемы. МГЕР больна той же болезнью, что и ее родительница, партия «Единая Россия». И та и другая — всего лишь инструментарий и не обладают никакой политической субъектностью. Их место в вертикали власти не требует никаких изменений. Администрация президента назначает губернаторов, которые обеспечивают «Единой России» на выборах необходимый результат. А «Единая Россия» выполняет роль механизма для проводки решений исполнительной власти на всех уровнях и блокировки любых инициатив оппозиции (даже выращенной самой властью в декоративном качестве). То есть если «Единая Россия» — группа поддержки вертикали власти, то МГЕР — группа поддержки группы поддержки.

Политическое развитие партии власти и ее молодежного отряда, по сути, остановилось в конце 2007 года, когда Владимир Путин возглавил список «Единой России» на выборах в Госдуму. Если до этого у партии и были сомнения в возможности улучшения предыдущих показателей, то после добавки к рейтингу партии бешеного на тот момент президентского рейтинга потребность в дополнительных усилиях отпала. Раньше «молодогвардейцам» за дополнительные 3—5% голосов на выборах в пользу «Единой России» партия обещала отдать до 20% мест в списках. Документ был подписан секретарем президиума генерального совета Вячеславом Володиным в апреле 2006 года. Конечно, пятой части мандатов молодежи никто отдавать, скорее всего, не собирался, но это был удобный способ торга хоть за какие-то места в региональных и муниципальных парламентах.

В последние полтора года партия громогласно объявила курс на омоложение кадров и выбор лучших, в рамках которого была введена система праймериз. Однако отбор участников все равно происходит по административному принципу, а система квотирования отменена. Партийные функционеры, особенно на местах, стараются не допустить участия молодых единороссов в выборах, чтобы избежать конкуренции за выборные должности. Да и с молодежной организацией потом придется договариваться, а не давать указания. Естественно, что интеллектуальной молодежи все это неинтересно.

Недостаток интеллектуального ресурса объясняется и отсутствием реальной политической борьбы и интересных идей в самой организации. Весной на обсуждении идеологии «Молодой Гвардии» предлагалась концепция, созвучная медведевским призывам о модернизации — молодежи предложили «дерзать». Однако на совещании у Суркова, по словам анонимного источника, депутат ГД Андрей Исаев сказал, что дерзкой молодежь быть не может. Дерзость совсем не подходит консервативному Путину, она предполагает изменения, вступление в конфликты. «Вся молодежка идеологически затачивалась и продолжает затачиваться под консервативную линию Путина», — делает вывод наш собеседник, естественно, просивший его не называть.

Не реализованы партией даже те направления, где можно и нужно было бы использовать прежде всего молодежь: создание в интернете лидера общественного мнения, значимой дискуссионной площадки. Остаются сервисные функции, такие как выполнение заданий на пикетах и контрпропаганда. Они имеют весьма небольшое электоральное значение, а иногда даже и обратное: неумелый прессинг от «Молодой Гвардии» способствует общему нарастанию протеста, которое отыгрывает оппозиция, а также электоральной раскрутке оппонентов власти в регионах. И ситуация вряд ли изменится в ближайшее время, так как у партии самой переходный период: после ухода Вячеслава Володина в аппарат правительства и.о. генерального секретаря Сергей Неверов занят выстраиванием партийной конструкции, ему сейчас не до «Молодой Гвардии». Ее курирует руководитель Центрального исполнительного комитета партии «Единой России» Андрей Воробьев, хоть и обладающий безусловным лоббистским ресурсом, но не отвечающий напрямую за выборы и, соответственно, за продвижение «молодых во власть».

Почему тогда до сих пор существует МГЕР? Во-первых, если «Молодую Гвардию» снять с довольствия — она уйдет к оппозиции, скорее всего, к эсерам. Жалко терять технологов, обладающих информацией, потенциальным компроматом. Кроме того, если «Гвардия» будет расформирована, разразится огромный скандал. Ну и последний довод: «Единой Россией» во многом управляют выходцы из КПСС. Им нужен комсомол, пусть не очень умный — так даже лучше, но преданный. Одиозные тексты на сайте «Молодой Гвардии» определенно пишутся не столько для промывки мозгов читателей, сколько для работодателей — администрации президента. Сурков не любит Миронова? Две трети контрпропагандистских опусов направлены на очернение лидера справороссов. Хотя понятно, что основным оппонентом «Единой России» на выборах является КПРФ. Логики здесь нет — главное, чтобы было приятно руководству. И руководство одобряет: автора скандальной статьи «Журналисты-предатели должны быть наказаны!» повысили до должности заместителя редактора сайта, а сайту, по нашей информации, вдвое увеличили финансирование.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow