СюжетыПолитика

Когда перестанут покупать газ…

Экспортно-сырьевая модель экономического развития обречена: на одном «голубом топливе» Россия долго не продержится

Этот материал вышел в номере № 129 от 17 ноября 2010 г.
Читать
В № 128 «Новой» от 15.11.2010 г. Николай Вардуль прогнозировал падение добычи нефти. На нее надежды больше нет. Но Международное энергетическое агентство (МЭА) утешает: ведь есть еще газ. Но как выясняется, газ тоже не станет двигателем...

В № 128 «Новой» от 15.11.2010 г. Николай Вардуль прогнозировал падение добычи нефти. На нее надежды больше нет. Но Международное энергетическое агентство (МЭА) утешает: ведь есть еще газ. Но как выясняется, газ тоже не станет двигателем российской экономики

Стоит напомнить: по запасам природного газа Россия находится на первом месте в мире, а по запасам нефти — на седьмом. Но и здесь уже накопилась масса проблем.

Главным рынком для «Газпрома» с советских времен была Европа, куда и направлялись экспортные трубы. Но, похоже, тема разворота рек, пусть газовых и заключенных в трубу, неистребима.

На европейском фронте «Газпром» в последнее время терпит одно поражение за другим. Здесь и подрыв авторитета из-за регулярных газовых войн то с Украиной, то с Белоруссией, и укрепление газовой солидарности стран ЕС, и — что, пожалуй, самое главное — отрыв спотовых (текущих) цен от цен долгосрочных газпромовских контрактов не в пользу «Газпрома». Основная причина — расширение поставок сжиженного газа, избыток которого в Европе образовался благодаря расширению производства сланцевого газа в США.

«Газпром» новую ситуацию на рынке отчасти проспал, отчасти недооценил. И в итоге в 2009 году потерял треть европейской выручки. И виды на будущее в Европе у «Газпрома» не вдохновляющие. В Италии, например, компания Edison добивается пересмотра в суде газпромовских долгосрочных контрактов на условиях «бери или плати». Цель — приблизить условия к реалиям спотового рынка. Итог судебного разбирательства может стать прецедентным и получить общеевропейский резонанс.

Что характерно: отвечающий за экспорт зампред «Газпрома» Александр Медведев официально объяснял печальную цифру европейских потерь, опираясь именно на вышеперечисленные причины и лишь во вторую очередь апеллируя к экономическому кризису.

«Газпром», таким образом, вплотную столкнулся с необходимостью поворота экспортного потока в Китай. Еще недавно он рассматривал такой прогноз как инструмент давления на европейцев, теперь это поиск компенсации потерь. По словам Александра Медведева, «Газпром» может в конце 2011 года начать строительство газопровода, получившего название «Алтай», для поставок газа в Поднебесную. Маршрут согласован и меняться не будет. Согласована также «формула цены».

В конце сентября в Пекине в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао подписан документ, который, по характеристике российского министра энергетики Сергея Шматко, согласовывает «все основные вопросы по поставкам российского газа в Китай, кроме цены».

С позиций большой политики все просто на загляденье. А вот с экономической точки зрения открывается несколько иной вид. Раз согласовано все, кроме цены, значит, самое интересное еще впереди.

Дадим слово Александру Медведеву: «После того как в основных условиях, заключенных шесть месяцев назад, были определены позиции сторон по цене, мы сблизились с китайскими коллегами более чем на $60». В течение ближайших 9 месяцев компании планируют завершить переговоры по цене и в июле подписать контракт.

Запомним: согласованные «основные условия» не исключили изрядный ценовой люфт, раз за шесть месяцев позиции сторон удалось сблизить на $60, но работы хватит еще на 9 месяцев переговоров. Откуда столь существенная разница в определении цены?

В конце прошлого года стороны уже были близки к финишу, но вмешалась Ее величество конкуренция — в декабре 2009 года в строй вступил газопровод, по которому газ в Китай экспортирует Туркмения.

По данным аналитиков газового рынка, первоначальную ценовую заявку «Газпрома» можно принять за «европейские» $240—250 за 1 тысячу кубометров газа. Тогда $60 «сближения позиций», о котором говорит Александр Медведев, — это прежде всего уступка «Газпрома», потому что китайцы заявили свою цену, близкую к спотовой, — $160 за 1 тысячу кубометров. Существенно то, что их позиция взята не с потолка. Она подкрепляется тем, что у Туркмении Китай уже закупает газ по цене $165 и намерен увеличить закупки до 30 млрд кубометров.

Отметим: в подписанном в присутствии первых лиц российско-китайском документе речь, кстати, также идет о поставке 30 млрд кубометров газа в год на протяжении 30 лет. Китайцы умело ведут партию сразу на двух досках, и это явно не приближает «Газпром» к победе.

Еще одна проблема в том, что пока не ясна стоимость строительства рукотворного «Алтая». Александр Медведев утверждает, что данные по объему инвестиций появятся только в 2011 году. Договорились о том, что в России строить «Алтай» будут российские компании, в Китае — китайские. Эксперты сходятся в том, что пороговой для эффективности «Алтая» для «Газпрома» является цена $180 за 1 тысячу кубометров газа. Учтена ли в этой «формуле цены» позиция Туркмении и Китая, покажут переговоры.

К туркменским проблемам, с которыми в Китае сталкивается «Газпром», добавляется еще одна, не менее серьезная и точно растущая. В начале ноября появилась информация о том, что англо-голландская Shell начинает бурение пород, содержащих сланцевый газ, в Китае. А это значит, что европейские неудачи могут нагнать «Газпром» и в Китае.

Если же вернуться к «Алтаю», то стоит вспомнить, что помимо этого так называемого «западного» российского газопровода, ведущего в Китай, есть и «восточный»: Сахалин — Хабаровск — Владивосток, он до последнего времени в значительной мере ориентировался тоже на поставки газа в Китай. Выбор «западного», «алтайского» маршрута делает «восточный» проект невыгодным. Потому что без Китая потребности российского Дальнего Востока ниже, чем проектная мощность «восточного» газопровода. В результате «Газпром» стал получателям субсидий из федерального бюджета, которые должны покрыть ему разницу между китайскими и дальневосточными ценами. Бюджетная трехлетка 2011—2013 годов предполагает «субсидии ОАО «Газпром» на покрытие разницы между ценой приобретения газа у оператора проекта Сахалин-2 и установленной ценой газа на входе в газотранспортную систему Сахалин — Хабаровск — Владивосток в целях его поставки энергосбытовым организациям Дальневосточного региона <…>: 2011 год — 1,9 млрд рублей, 2012 год — 11,2 млрд рублей <…>, 2013 год — 11,5 млрд рублей».

Что же выходит: «Газпром», оставаясь крупнейшей российской компанией, превращается в получателя субсидий из дефицитного российского федерального бюджета? Пусть речь идет о некоем конкретном проекте, но факт все равно кричащий.

Этот звонок невозможно не услышать. Замена нефти на газ лишь отсрочит приведение приговора в исполнение. А приговор звучит так: экспортно-сырьевая модель экономического развития в не столь уж отдаленной перспективе обречена.

Правительство приговор знает, оно само его не раз озвучивало в прогнозах. Но, к сожалению, прогнозы — это одно, а практика экономического регулирования — совсем другое. Пока помимо проекта «Сколково» и громогласно рекламируемых перспектив внедрения нанотехнологий правительству хвастаться нечем. Но пока это в лучшем случае зовущие плакаты, а не реальные маяки.

Достаточно сказать, что, когда проект «Сколково» будет только запущен, не говоря уже о его отдаче, пик добычи российской нефти — а он, по самым оптимистичным прогнозам генсхемы нефтяной отрасли, придется на 2017 год, — будет пройден. Так что на плавное переключение с одного двигателя на другой, соизмеримой мощности, российской экономике рассчитывать, увы, вряд ли приходится, даже если не снимать с носа самых розовых очков, в которых правительство публично предпочитает заглядывать в будущее.

России предстоит изменить свою нефтяную судьбу. Если вернуться к генсхеме развития нефтяной отрасли в России, становится совершенно очевидно, что именно она показывает. Впереди последняя развилка, если ее проскочить, сохранив старую ставку на нефть с газом, то экономика будет загнана, как старая кляча.

Тот факт, что пик добычи нефти уже пройден или будет вот-вот пройден, требуется осознать и пережить. Как и следующий непреложный факт: кто бы и как бы об этом ни предупреждал, к такому развитию событий не готовы ни правительство, ни нефтяники, ни вся страна в целом.

Если к диверсификации производства, инновациям и модернизации по-прежнему относиться как к чему-то полусказочному, необязательному и, во всяком случае, далекому, то отказ нефтяного двигателя развития российской экономики и общества в целом может произвести эффект, сравнимый с эффектом, произведенным перестройкой на советский социализм.

Время, отпущенное политической партии высоких цен на нефть, истекает.

Справка «Новой»

Сланцевый газ — природный газ, добываемый из сланца, состоящий преимущественно из метана. Благодаря резкому росту его добычи, названному «газовой революцией», в 2009 году США стали мировым лидером добычи газа (745,3 млрд куб. м). В первом полугодии 2010 года крупнейшие мировые топливные компании потратили $21 млрд на активы, которые связаны с добычей сланцевого газа. Ресурсы сланцевого газа в мире составляют 200 трлн куб. м.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow